Рынок строительных материалов
Стеновые материалы Пластик
Рынок пластика традиционно делится на несколько направлений - пластиковые панели, сайдинг, подоконники, радиаторные решетки, пластиковые двери-гармошки. Практически все эти направления в настоящий момент переживают период бурного роста, преимущественно за счет наращивания объемов производства российскими производителями. Еще каких-то 5-7 лет назад рынок пластика строился только на основе импорта - на рынке доминировали такие известные бренды, как Venta, Grosfillex, Vox и прочие европейские производители. Однако к началу нынешнего века ситуация стала кардинально меняться. На рынок вошли и прочно закрепились отечественные производители, предлагающие товар, хотя и уступающий по качеству западным аналогам, но значительно дешевле.
Производителей пластиковых панелей можно условно поделить по региональному признаку - Северо-Западный, Южный и Центральный федеральные округа России. Именно здесь сосредоточены такие гранды отечественной индустрии, как "Альта-Профиль", "Невопласт", "Вега-пласт", "РБК-Пластик" и другие. Производственные мощности этих компаний позволяют им выпускать по 150-200 тыс. кв. м панелей в месяц и определять соотношение "цена - качество" на рынке. Вслед за крупными производителями следует множество мелких, выпускающих до 100 тыс. кв. м панелей в месяц, как правило, уступающих продукции первых по качеству и цене.
Ввиду относительно невысоких барьеров входа в отрасль (низкая стоимость оборудования и станков) за последние 3 года на рынок вошли многочисленные небольшие предприятия, в результате чего рынок сильно потерял в рентабельности. Данные предприятия выигрывают за счет более низких издержек, так как открываются в небольших помещениях, используют более дешевую рабочую силу, стремятся экономить на сырье, предлагая более низкий вес панели, и уклоняются от уплаты налогов. Свой сбыт они находят на небольших строительных рынках и в компаниях, занимающихся ремонтом. Следует отметить, что ценовые войны привели к тому, что мелкие предприятия начали производство панелей толщиной 5 мм в дополнение к традиционным 8-10-миллиметровым панелям, но технические характеристики данного типа панелей (жесткость, внешний вид) не позволяют им получить широкое распространение на рынке. В итоге оптовики потеряли интерес к данному рынку ввиду низкой доходности, так как в среднем наценка не превышает 12-14%.
Дорогой сегмент рынка панелей традиционно занимает импортная продукция. Как правило, это широкие панели 370 мм, отличающиеся высокими эстетическими свойствами и качеством материала. Одним из самых крупных европейских производителей в России на данный момент является французская компания Grosfillex со своим брендом Exapan. Несмотря на то что эти панели дороже отечественных аналогов на 30%, они пользуются неизменно высоким спросом, являясь эталоном качества для России.
Отдельные компании пробовали завозить в Центральный регион России и панели китайского производства, однако ввиду постоянного повышения таможенных платежей завоевать рынок они так и не смогли.
Производство сайдинга требует более дорогостоящего оборудования, чем производство панелей. Поэтому в настоящий момент на данном рынке присутствуют три основных российских производителя - "Альта-Профиль", "Алюпласт" и "Терна-Полимер" (FineBer). Именно они определяют развитие рынка. Несмотря на то, что на рынке еще присутствуют европейские производители, конкурировать с отечественными они уже не в состоянии, так как их продукция более чем на 15% дороже. Нужно также отметить, что рынок сайдинга очень подвержен колебаниям спроса по причине сезонности, в результате чего спрос в летний период превышает предложение на рынке, а зимой - наоборот. Конкуренция в зимний период вынуждает производителей устраивать всевозможные акции и предлагать скидки клиентам.
Ситуация с производством подоконников во многом схожа с производством сайдинга - необходимо относительно более дорогое оборудование, чем для пластиковых панелей. Но и здесь конкуренция заставляет производителей снижать цены - если два года назад средняя цена за 1 кв. м подоконника на рынке составляла порядка 25 евро, то сейчас она опустилась до 15 евро. Во многом данное падение было также обусловлено выходом производителей напрямую на клиентов - на компании, занимающиеся установкой пластиковых окон.
читайте далее
Содержание
- Введение
- Часть 1.
- Часть 2. Строительные и отделочные материалы, оборудование
|
|