Рынок мебели в России
Офисная мебель
Рынок офисной мебели оценивается как один из наиболее интересных и перспективных среди других сегментов. Во многом это связано с оживлением деловой активности в стране - каждой организации необходимо обеспечить сотрудников предметами офисной обстановки. Конкуренция среди производителей мебели идет за крупного клиента и права корпоративного обслуживания компании-потребителя.
Напомним, что продажи производителей мебели - около 3 млрд долл., при этом на сегмент офисной мебели, по данным компаний, пришлось порядка 15-20% всего рынка, что в денежном выражении составляет около 400 млн. долл. При этом почти 60% этой суммы приходится на долю отечественных производителей.
Основные игроки на рынке офисной мебели - «Феликс» (по оценкам экспертов на него приходится почти 50% рынка офисной мебели в Москве), «Юнитекс» (порядка 12%), «Шатура», «Фронда», ТПК KRAFT (фабрика офисной мебели «Эфес»), «ДОК-17», «Камбио», «Соло», ПК «Электрогоск». Многие производители мебели выпускают продукцию в сегменте экономичной мебели (от 200 долл. за рабочее место). К тому же, освоив передовые технологии постформинга, фасонного фрезерования, сатинирования и т. д. российские мебельщики могут демпинговать зарубежных конкурентов, представляя продукцию хорошего качества по умеренным ценам.
В сегменте элитной офисной мебели пока лидируют, увы, зарубежные производители. Для потребителей элитной мебели понятия бренда, статуса, качества материала имеют большее значение, чем цена, разумные качественные характеристики и набор сопутствующих услуг.
Постепенно мебель становится брэндированным товаром, также изменяются требования в сервису - все чаще компании заказывают корпоративный дизайн-проект, доставку и сборку мебели одному производителю. Все меньше мебели приобретается по каталогам и через рекламные проспекты. Стоит отметить, что рынок офисной мебели в России начал формироваться в начале 1990-х годов и долгое время большей частью продавалась недорогая оперативная мебель до 600-700 долл. за рабочее место. Но в сегменте кабинетов лидерство принадлежало иностранным компаниям - отечественные потребители предпочитали покупать «продвинутые» марки как залог качества и престижа. Сейчас благодаря таким производителям как «Феликс», «Юнитекс», «Кабио», «ДОК-17» продажи отечественных и импортных кабинетов в среднеценовом сегменте (до 3 тыс. долл.) практически сравнялись. Такова же ситуация на рынке кабинетов «бизнес-класса» (8-10 тыс. долл).
Материалы, используемые при выпуске кабинетов, подвержены моде: тяжеловесные закрытые предметы кабинета из дерева сменили обилие стекла и хрома.
Опрошенные игроки рынка говорят о снижении продаж в отрасли, что коснулось и офисной мебели. Например, МК «Шатура» связывает это сокращение рынка со снижением реальной покупательской способности и потребительских ожиданий населения, которые привели к снижению спроса на товары длительного пользования. Но с июля 2005г., по мнению компании, на рынке наблюдается оживление и, по оценкам, в настоящее время рынок восстановился до уровня 2004г. и продолжает расти.
Наибольший урон понесли производители и продавцы мебели для дома, однако и некоторые "офисники" уже лишились части объемов. В большей степени это относится к производителям, не ориентированным на развитие бизнеса, инвестиции в производство и совершенствование сферы услуг.
Еще одна угроза для производителей офисной мебели - конкуренты из Китая и стран Юго-Восточной Азии, которые поставляют продукцию по более низким ценам (однако, и качество импортируемой продукции не дотягивает до российского). Некоторые иностранные компании также организуют производства в России - например, Egger в текущем году открыл производство ДСП и цех по ее распилу, а шведская IKEA планирует инвестировать в строительство трех собственных фабрик порядка 75 млн долл.
Темпы роста продаж офисной мебели в регионах в скором будущем сравняется со столичными - в связи с этим московские производители - «Юнитекс», «ДОК-17», «Камбио» - расширили географию продаж и сконцентрировались на регионах. Кроме того, мебельщики ищут новые формы торговли. Помимо фирменных салонов открываются небольшие мебельные центры, компании активно используют Интернет-магазины. Но пока он-лайн торговля служит для «офисников», скорее всего, маркетинговым инструментом и источником информации для потенциального потребителя.
читайте далее
Содержание
|