Окна, которые нас окружают
Если внимательно присмотреться к современному дому, можно обнаружить интересную вещь: почти на 80% он состоит из пластика. Мебель, посуда, бытовая техника, игрушки для детей, отделка помещений, трубопровод. Даже относительно еды можно нередко услышать выражение «как пластмасса». По данным О.К.Н.А Маркетинг, те окна, через которые мы смотрим на внешний мир, в 77% случаев сделаны из пластика. Объясняется это просот: пластик дешевле, долговечнее и обладает бóльшим сопротивлением теплопередаче, чем другие материалы — дерево, алюминий, стеклопластик и их комбинации. При этом доля «пластматизации» нашей жизни ежегодно растет, что также легко подтвердить фактами из эволюции окна в России. Ниже данный компонент человеческой жизни будет рассмотрен нами более подробно.
Собственное производство
По данным государственных статистических органов, за первые восемь месяцев 2008 г. было произведено 7 700 кв. м пластиковых окон. За аналогичный период 2007 г. было выпущено 4 207,5 кв. м, прирост — 83%. Динамика производства ПВХ окон за последние пять лет представлена ниже графически.
Очевиден тот факт, что государственные данные об объеме производства пластиковых окон в стране существенно занижены.
С учетом того, что в 2007 г. было построено 60,4 млн. кв. м зданий, а старый фонд составил 2 998,6 млн. кв. м, примерный объем производства металлопластиковых окон должен составлять не менее 37,3 млн. кв. м. Несмотря на данные погрешности, динамика производства отражена достаточно верно. Как видно из диаграммы 1, основной пик производства пришелся на 2005 г., когда рост производства по сравнению с 2004 г. составил 330%, что было связано с завершением этапа становления рынка ПВХ окон в России. Как и следует ожидать, далее происходит замедление развития рынка, что означает прежде всего качественные изменения: укрупнение бизнеса, выделение основных игроков, начало этапа острой конкуренции. Низкие темпы роста в 2008 г. связаны с двумя факторами: банковским кризисом, который усугубился в августе — сентябре 2008 г., и достаточно большой долей государственного и муниципального заказа на данную продукцию. В десятку основных производителей входят подразделения или подрядчики строительных организаций, вовлеченных в социальное строительство. Данные игроки поставляют достаточно скудные сведения о себе и не имеют собственного сайта, поскольку не нуждаются в рекламе.
Что касается распределения объемов производства по регионам, то безусловным лидером является Центральный федеральный округ.
Хотя рынок ПВХ окон уже прошел фазу становления, он еще подвержен значительным колебаниям. Так, в 2008 г. резко меняется распределение веса в отечественном производстве: несмотря на то, что лидером по-прежнему остается Центральный федеральный округ, достаточно большой объем выпуска наблюдается в Сибирском федеральном округе. Стоит отметить, что в данном регионе расположено несколько крупнейших производителей светопрозрачных конструкций в России. В Южном ФО выпуск ПВХ окон сократился, в результате чего регион переходит на третью позицию. Приволжский ФО остается на четвертом месте, хотя производство в этом регионе значительно увеличилось по сравнению с 2007 г. УФО перемещается на пятое место. Далее следуют Северо-Западный и Дальневосточный ФО. В последнем выпуск заметно сократился.
Значительные перестановки происходят и в производстве фирм. Основные производители меняются год от года.
Если проанализировать информацию о выпуске за последние пять лет, станет очевидным факт острой конкуренции в данном секторе строительной промышленности: в 2004–2005 гг. лидером на рынке металлопластиковых окон была компания «Фрам Виндоуз», помимо нее в тройку лидеров входили «БФК» и «Корленд». В 2003 г. наибольшее количество оконной продукции было произведено фирмой «Промжилстрой», БФК по-прежнему входила в тройку лидеров. Также высока была доля фирмы «Окна «Хоббит». В 2007 г. для этих компаний наступили другие времена.
Как правило, при производстве конечной продукции основные игроки используют профиль немецких марок (Rehau, Veka, KBE, Thyssen) и немецкую фурнитуру (Aubi, Roto). Некоторые производители достаточно успешно собирают оконные конструкции из российского профиля (Brusbox, SOK, Weltpast, Plafen). Стекло, напротив, имеет в большинстве случаев российское происхождение, что связано прежде всего с трудностями транспортировки оригинального стекла.
Как правило, производители оконных профилей выпускают три класса продукции: эконом, мидиум и люкс. Так, Rehau имеет три основных класса — Basic, Thermo, Brilliant; Gealan — S 3000, S 7000, S 8000; Thyssen — AD, Favorit, Prestige; Trocal — Confort, 900, Innova. Технические характеристики оконных профилей внутри одного класса практически совпадают. Тем не менее эксплуатационные качества, а также особенности монтажа даже у немецких марок различны. Как видно из данных таблицы, приведенной ниже, наиболее качественными считаются профили группы Rehau. Далее следуют Thyssen, Trocal, Gealan, Veka, KBE. Ниже всего монтажные компании оценивают окна из профилей Brusbox и Proplex. Стоит отметить, что в большинстве случаев нарекания вызывают не сами профили, а несоблюдение технологии производства. Так, вполне возможно провисание створки при применении профиля более низкого класса в условиях большого веса конструкции. Как правило, профиль более высокого класса имеет более жесткий армирующий профиль и выдерживает больший вес. Это же относится и к ламинированию профиля.
Фурнитура практически всех известных марок пользуется хорошей репутацией, хотя фурнитура — наиболее слабое звено во всей конструкции. Из стекол наиболее качественной считается продукция французского концерна Saint Gobain.
Что касается импортных поставок, хотя общая динамика положительная, в весовом выражении импорт незначителен, как, впрочем, и экспорт. Связано это прежде всего с тем, что на территории России находится множество заводов, работающих на импортном оборудовании, что позволяет выпускать продукцию сопоставимого качества, но более дешевую, чем иностранная.
Большая часть ПВХ окон в настоящее время ввозится из Франции, Литвы и Германии. Так, в 2007 г. импорт французских окон составлял пятую часть всех поставок в Россию. Практически такая же доля была у Литвы.
В 2008 г. импорт литовской продукции значительно возрос, в результате чего страна пока лидирует по объему ввозимых в Россию пластиковых окон. Поставки из Германии, Франции и Украины с начала года были сопоставимы, Польша переместилась лишь на пятую позицию.
Большая часть российской продукции экспортируется в Грузию и Казахстан. В 2007 г. поставки в эти страны составили 87% от общего числа. В 2008 г. ввоз российских оконных конструкций в Грузию резко возрос, а в Казахстан сократился до 2%. Достаточно существенны были поставки российской продукции в Германию, Туркмению и Чехию.
Что касается импортных и экспортных цен на металлопластиковые окна, ввозимая продукция значительно дешевле. Особенно это заметно на фоне резкого скачка цены экспорта, который имел место в 2008 г.
Относительно будущего можно смело утверждать, что пластик и дальше будет расширять границы своего применения, поскольку его качественные характеристики более высоки при более низком уровне цены. Безусловно, у дерева и алюминия есть свои плюсы.
Однако пластик, ламинированный под дерево, имеет сходные эстетические данные при более высоком уровне теплоизоляции и прочности.
Алюминиевые окна имеют полимерное покрытие, поэтому они тоже на какую-то долю состоят из пластика. Следовательно, вполне вероятно значительное расширение доли композитных конструкций на рынке окон.
Автор: М. Г. Кузякина
Источник: СтройПРОФИль
|