Рынок теплоизоляционных материалов России
В конструкциях современных построек используется широкий спектр теплоизоляционных материалов. В данной статье мы остановимся на тех, которые получили наиболее широкое применение у строителей, например, теплоизоляционные материалы на основе минеральной ваты и стекловолокна, пенополистирол (в т. ч. экструдированный). Данная статья основана на результатах исследования рынка теплоизоляционных материалов строительного назначения в регионах России, выполненного компанией «Строительная информация».
На российском рынке представлены минераловатные теплоизоляционные материалы, как минимум, шестидесяти девяти производителей. Почти 80 % расположены на территории России. Большая часть отечественных производителей существуют на рынке более 40 лет и зачастую не имеют своей торговой марки. Продукция таких заводов маркируется в соответствии с гостовской классификацией, например, ППЖ-200, П-125 и пр. Нужно заметить, что многие отечественные производители предлагают теплоизоляционные материалы на основе шлаковой ваты. Но представители заводов заявляют о намерении модернизировать производство в ближайшие один-два года и начать производить базальтовую тепло-изоляцию. Однако наиболее популярны все-таки изделия зарубежных марок: Ursa (концерн Uralita Group), Isover (Saint-Gobain)и Rockwool. Часть продукции под этими марками уже несколько лет производится на территории России.
По нашим оценкам, в нашей стране в прошлом году было произведено примерно 13–16 млн. куб. м минераловатной теплоизоляции. Из них 10–12 млн. куб. м составляют материалы для строительных целей. Импорт в Россию теплоизоляционных материалов из минеральной ваты (строительного назначения) составил 2,5–3 млн. куб. м. Причем 70 % импорта составили материалы на основе стекловолокна. Основными поставщиками теплоизоляционных материалов из минеральной ваты являются предприятия стран Восточной Европы, принадлежащие международным концернам. Следует отметить, что на Дальний Восток были поставки материалов из Китая, Кореи, Канады и США.
Экструдированный пенополистирол (ЭПП) в основном представлен продукцией завода «Пеноплэкс» (Ленинградская обл.). На долю компании пришлось около 55 % от общего потребления ЭПП. Остальная часть продукции приходится на долю импортных производителей. Экструдированный пенополистирол является достаточно новым материалом для российского рынка, что способствует его активному продвижению. По нашей оценке, рост рынка ЭПП будет происходить в основном за счет регионов. Скорее всего, спрос постепенно будет смещаться от вспененного пенополистирола к экструдированному. Темп прироста потребления ЭПП в ближайшие несколько лет составит не менее 50 % ( в натуральном выражении).
Большинство производителей вспененного пенополистиролапредлагают свою продукцию в том городе (регионе), где они расположены, плюс в 1–3 ближайших регионах. Так, продукция уральских предприятий поставляется в Тюменскую область, некоторых московских фирм — в Казань и Н. Новгород. На дальние расстояния поставляется пенополистирол «Кнауф» (до Урала включительно), «Мосстроя 31» (Поволжье, Краснодар). Нам нередко приходилось слышать о наличии практически в каждом городе нескольких (вплоть до 10–20) небольших производств вспененного пенополистирола, принадлежащих строительным фирмам. Однако несмотря на все усилия, обнаружить такие производства нам не удалось. Мы не можем полностью исключить существования такого рода производителей, но их число скорее всего сильно преувеличено.
Большинство строителей в исследуемых нами регионах используют для теплоизоляции материалы из минеральной ваты или стекловаты. Частота использования минеральной ваты превышает 80 % во всех городах, где проводился опрос строителей. Вспененный пенополистирол использовали примерно 30–40 % строителей. Только в Тюмени использование пенополистирола отметили 70 % респондентов.
В Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Тюмени использование экструдированного пенополистирола отметили 15–25 % строителей, а в Челябинске и Краснодаре — 5–7 %. Следует отметить, что интервью с местными дилерами и производителями свидетельствуют о том, что реально экструдированный пенополистирол во всех городах используется заметно реже вспененного пенополистирола.
Что касается пенополистирола, практически все респонденты затруднялись ответить, материал какого производителя они использовали, в лучшем случае, могли указать, что это была продукция местного завода. Из представленных на рынке марок экструдированного пенополистирола, как правило, использовали материалы «Пеноплэкс». Следует отметить, что вспененный и экструдированный пенополистирол для строителей являются до известной степени взаимозаменяемыми. Исключение составляет утепление фасадов, где предпочтение отдается неэкструдированному пенополистиролу. Сотрудники торговых организаций, указывали на то, что ЭПП в основном приобретают на крупные ответственные объекты для теплоизоляции подвалов, фундаментов и кровель.
По нашим прогнозам, рост рынка теплоизоляционных материалов по всем группам в совокупности на ближайший год составит около 10 %. По некоторым материалам возможен значительно больший прирост объемов потребления. Так, объем использования относительно нового для наших строителей экструдированного пенополистерола, по нашим оценкам, возрастет почти на 50 %, о чем уже было сказано выше.
Автор: Н. Ю. Скороходова
Источник: "СтройПРОФИль"
|