Рынок камня стоит на месте
Отделанные камнем пол и стены жилища всегда были признаком достатка владельца и принадлежности его к элитному кругу. Достаточная дороговизна камня и его требовательность к уровню соседствующих элементов интерьера делали его малодоступным для большинства потребителей. Но с ростом благосостояния потребителей представление о камне, как о чем-то недоступном, постепенно должно стираться. Современные тенденции рынка способствуют этому.
Kомпания Symbol-Marketing оценила состояние рынка природного камня с позиции стороннего наблюдателя. Некоторые выводы, к которым мы пришли в процессе исследования, изложены в этой статье.
Основными потребителями природного камня уже традиционно являются объекты городского значения, коммерческая недвижимость класса А и Б (торговые и бизнес-центры и т. д.), элитный городской жилой фонд и коттеджное строительство класса люкс. Замедление темпов ввода в эксплуатацию объектов строительства в этих секторах в значительной степени определяет потребительскую активность на рынке отделочных материалов из натурального камня. Рассмотрим каждый сектор в отдельности. Вот что говорят об этом эксперты в области недвижимости.
Коммерческая недвижимость
По итогам 2006 г. в Москве было введено (построено и реконструировано) около 900 тыс. кв. м коммерческих площадей класса А и В, что всего на 7% превосходит показатель 2005 г. и на 9% меньше прогнозируемого уровня (источник: Becar Commercial PropertyMoscow). Прежде всего снижение темпов в этом секторе рынка связано с переносом сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию. Наиболее крупные объекты данного сектора недвижимости — это бизнес-парк Avrora Business Park, 2-я очередь (50 тыс. кв. м), бизнес-центр «Эрмитаж Плаза» (42 000 тыс. кв. м), бизнес-центр «Северное Сияние» (39 тыс. кв. м), бизнес-центр «Бородино», 1-я очередь (34 140 кв. м), бизнес-центр Gorky Park Tower (32 800 кв. м).
Элитная недвижимость
Другой значительный потребительский сегмент — элитное жилье — тоже не прибавляет оптимизма. По данным агентства «Миэль недвижимость», общий метраж элитной недвижимости, введенной или планируемой к вводу в 2006 г., сократился по сравнению с 2005 г. на 62%. Совокупный метраж элитных квартир, введенных или запланированных к вводу в 2006 г., составил всего 114,4 тыс. кв. мпротив 303,6 тыс. кв. м в 2005 г.
Коттеджи и загородные дома класса люкс
Как отмечает Московское инвестиционное агентство недвижимости, максимум спроса на дома без окончательной отделки приходится на диапазон цен до 200 тыс. долларов. А вот спрос на коттеджи стоимостью более 1 млн. долларов составляет всего 0,5%. Согласно расчетам экспертов, средневзвешенная полная цена объекта с домом без окончательной отделки составляет 237 тыс. долларов. Это соответствует диапазону цен эконом-сегмента.
Такого же мнения придерживаются и аналитики «ИНКОМ-Недвижимость» и компании IntermarkSavills: «В настоящий момент соотношение спроса и предложения на рынке загородной недвижимости сильно зависит от рассматриваемого сегмента. В элитной недвижимости наблюдается превалирование предложения над спросом, поэтому на первый план для покупателя вышло качество предлагаемых проектов».
Городское строительство
Городские объекты являются одними из наиболее крупных потребителей камня в общем объеме потребления этого отделочного материала. Их количество не так велико по сравнению с объектами коммерческой недвижимости, тем не менее объемы камня, используемого для их отделки, значительно больше. Так, одним из крупнейших объектов потребителей камня в Москве является метрополитен. Не считая проведения реконструкции старых станций, в 2006 г. была введена в эксплуатацию только одна станция метрополитена — «Международная». Тем не менее, как сообщает московская мэрия, финансирование строительства метро в Москве в 2007 г. увеличится на 30%.
Конечно, существующие тенденции не являются показателем масштабной стагнации каменного рынка, тем не менее его операторам есть над чем задуматься. Результаты проведенного Symbol-Marketing1 исследованиякосвенно подтверждают признаки застоя этого рынка. Так, по данным статистики Государственного таможенного комитета, основным регионом-получателем импортной каменной продукции является Москва и Московская область. На этот регион приходится 47% всего каменного импорта. Тем не менее, являясь крупнейшим получателем импортного камня, данный регион демонстрирует некоторое падение темпов потребления каменной продукции иностранного производства. В 2006 г. (по сравнению с 2005 г.)падение импорта составило 1,5%.
Возможно, снижение темпов потребления импорта обусловлено замещением продукцией российского производства, но реалии рынка недвижимости говорят скорее об обратном.
Посмотрим на рынок камня с точки зрения потребителя. Рост благосостояния населения и расширение слоя среднего класса не только увеличивают покупательную способность, но и постепенно изменяют культуру организации жизненного пространства. Все более востребованными становятся экологически чистые, натуральные материалы, способные подчеркнуть уникальность архитектурного и интерьерного решения. Тем не менее покрытия из камня в сознании большинства потребителей еще остаются чем-то запредельным и недоступным, прежде всего с точки зрения цен. Так ли это?
Появление керамогранита как заменителя камня обусловлено не только появлением соответствующей технологии, но и стремлением бизнеса охватить аудиторию потенциальных потребителей камня, предоставив им необходимый продукт по «правильной» цене. Это наступление началось не вчера и не год назад, и, естественно, объектом для атаки был выбран наиболее уязвимый — экономичный, ценовой сегмент.
Обращаясь к результатам проведенного Symbol-Marketing исследования, можно сказать, что около 30% всего каменного ассортимента сосредоточено в нижнем ценовом сегменте, то есть до 50 евро. В то же время этот ценовой сегмент совпадает с верхним ценовым сегментом керамогранита — имитацией природного камня, пускай в некоторых случаях очень хорошей, но все же имитацией. Таким образом, потребитель, принимающий решение или оценивающий альтернативы в такой товарной группе, как керамогранит, потенциально является возможным потребителем покрытий из камня. Причем необходимо отметить, что речь идет не о какой-то третьесортной продукции из камня, не соответствующей необходимым нормам. Это абсолютно кондиционный камень, отвечающий всем требованиям. Конечно, ассортимент камня в этой ценовой категории менее изыскан, чем, например, в премиальном сегменте (свыше 100 евро за кв. м). Тем не менее это все тот же натуральный камень с присущим ему неповторимым рисунком и цветовой гаммой. Так что же лучше: камень или керамогранит? Вот это и должен объяснить продавец камня потенциальному потребителю, а не ждать, когда тот придет с готовым решением купить его продукцию.
Результаты выборочного аудита прайс-листов компаний, торгующих природным камнем, говорят о том, что 72% обследованных фирм выстраивают свою продуктовую линейку с преобладанием в ассортименте среднеценового сегмента (от 50 до 100 евро). Конечно, можно сказать, что такая ситуация сложилась в процессе естественного рыночного формирования цен, и с этим трудно будет поспорить. Но рыночная ситуация меняется. Времена, когда за элитной недвижимостью выстраивалась очередь и счастливый хозяин элитного коттеджа не скупился при его отделке, проходят, все более востребованной становится недвижимость эконом-класса, где требования к отделке более демократичны.
В заключение хотелось бы отметить следующее. C одной стороны, ситуацию на рынке природного камня нельзя назвать критической, но и сложившееся на рынке положение не добавляет оптимизма его игрокам. С другой стороны, это лишний повод компаниям задуматься, как сделать свое предложение доступным для более широкой аудитории.
С полной версией отчета можно ознакомиться на сайте агентства Symbol-Marketing.
Ю. И. Смирнов
Источник: "СтройПРОФИль" 3 (57)
Агентство маркетинговых исследований SYMBOL-MARKETING
|