Паркетный признак. Обзор рынка
За последние несколько лет отечественный рынок паркета претерпел кардинальные изменения. Ушли в прошлое времена, когда клиент соблазнялся любой экзотикой и был готов платить огромные деньги за сырой кам-ше и второсортный пестрый мербау, метко прозванный в профессиональной среде «шакалом». Закончился этап шальных денег, бешеных капиталов, сколачиваемых в одночасье и так же быстро растрачиваемых. Люди стали более разборчивыми и хотят получать качественный, соответствующий своей цене товар.
Россия - страна, где дерево является традиционным стройматериалом. От деревянных половиц в избах до художественного паркета во дворцах - эта последовательность не требует комментариев. Кроме того, для российского менталитета: если дом - так навек. Это вполне соответствует сроку службы паркетных полов, которые обычно используются 3-4 поколениями одной семьи.
Кроме того, в развитых странах давно сложилась практика, когда состоятельные люди, помимо городского жилья, строят загородное, куда очень часто перебираются жить. Сейчас это характерно и для нашего среднего класса. В отделке загородного дома, максимально приближенного к природе, использование экологически чистых материалов, и в частности дерева, еще более целесообразно.
Все это является залогом того, что паркет и впредь сохранит свое место среди всех видов напольных покрытий.
По мнению экспертов, отечественный рынок паркета более или менее сформировался в последние три года. Сегодня это благородное напольное покрытие изготавливают около 100 предприятий, причем их количество ежегодно уменьшается, как и объем выпускаемой продукции. Среди лидеров едва ли можно выделить десяток фирм.
Причины такого спада понятны. Современный дизайн предъявляет серьезные требования к отделочным материалам и в первую очередь к виду напольного покрытия. Пол третьего тысячелетия должен быть экологически чистым, комфортным, престижным и эстетичным внешне. Соответствовать этим требованиям, по единодушному мнению технологов и дизайнеров, может только паркет. Однако паркет является, во-первых, одним из самых дорогих материалов, во-вторых, технология его укладки намного сложнее, чем линолеума или ковролина, а в-третьих, он требует тщательного ухода при эксплуатации, ведь его главный недостаток - гигроскопичность. Все перечисленное является сдерживающим фактором для многих российских покупателей.
Сегодня российский паркет изготавливается в 35 регионах страны. Однако более 50 % от общего объема сконцентрировано в Московской («Дом паркета» и «Центр паркет», «Обнинский паркетный завод и «Русский паркет» (г. Одинцово), «Янтарная прадь» (г. Химки)), Кировской (Нововятский комбинат) и Пермской областях (ЗАО «Призма»), Краснодарском крае («Муздрев лесозавод»), Удмуртской Республике (Пастуховский леспромхоз), Республике Адыгея (ЗАО «Адыг-Юраг»), Новосибирске («Сибирский мастер»).
«Все-таки надо отметить, что паркет, несмотря на появление в последнее десятилетие на рынке напольных покрытий множества новых материалов, сохраняет свою устойчивую нишу: его производят практически во всех российских регионах, поставляют из других стран, и при всех экономических сложностях он все равно находит своего покупателя», - комментирует Владимир Шерстнев, директор по поставкам - начальник группы напольных покрытий компании «Искрасофт».
Несмотря на общий рост цен на строительные материалы, за последние годы цена на паркет растет сообразно курсу доллара. По мнению экспертов, это, скорее всего, связано с оживленной конкуренцией. Как считают аналитики, данная тенденция будет какое-то время сохраняться. Однако общее повышение качества паркета (на базе оснащения производств современными сушками и импортным деревообрабатывающим оборудованием), распространение художественного паркета и готовых розеток и бордюров, увеличение гарантийных сроков и внедрение практики страхования, мода и потребность в экологически чистых материалах, сокращение сырьевой базы, развитие дилерских сетей - все это в долгосрочной перспективе приведет, по-видимому, к росту цен.
По мнению экспертов агентства Business Analytica, именно жилищный сектор, в первую очередь сегмент вновь построенного муниципального жилья, решающим образом влияет на объем и структуру рынка напольных покрытий как в стране в целом, так и в отдельных регионах.. Однако в связи с усилением тенденции сдачи жилья без отделки, в том числе без «чистого» пола, укладка паркетных покрытий часто осуществляется не на стадии строительства, а в процессе отделки квартир самими жильцами. В домах с законченной отделкой обычно используются самые дешевые материалы, и поэтому паркет и паркетная доска применяются ограниченно.
Стоит отметить, что рынок паркета характеризуется узкой географией. Основные регионы-потребители паркетной доски - это относительно благополучные в экономическом отношении районы с большой численностью населения, высокими показателями общей площади жилых домов и объектов социально-культурной сферы (на эти же территории приходится основной объем нового строительства и ремонта объектов недвижимости). В этом отношении заметно выделяются гг. Москва и С.-Петербург, Краснодарский край, Московская область, Ростовская область, республики Татарстан и Башкортостан.
Как показывают результаты анализа рынка паркетных покрытий, общей тенденцией следует считать некоторое вытеснение отечественного штучного паркета импортной паркетной доской. Это объясняется как меняющимися вкусами потребителей, так и сокращением выпуска штучного паркета в традиционном «паркетном» регионе России - Северном Кавказе, где в результате приватизации многие крупные предприятия, которые обеспечивали основной объем производства паркета в стране, оказались раздробленными. В ряде случаев эти предприятия попали под контроль криминальных структур; действующие мощности перешли на выпуск более простой продукции - паркетной заготовки (из дуба и бука); которая экспортируется в Италию и Турцию.
Кроме того, ресурсы древесины ценных пород, из которых изготавливаются паркетные покрытия, традиционно ограничены. Максимальная концентрация ресурсов дуба и бука имеет место именно на Северном Кавказе, ясеня - на Дальнем Востоке. Нестабильная ситуация в Кавказском регионе также находит свое отражение в падении объемов производства паркета. Износ оборудования действующих предприятий не позволяет производить высококачественные паркетные покрытия, а в условиях жесткой конкуренции это сразу сказывается на спросе. Отечественная промышленность в настоящее время не выпускает оборудование, которое позволило бы изготавливать паркетные покрытия, сравнимые по качеству с западными. Для приобретения же импортного технологического оборудования у большинства предприятий нет средств (комплект на весь производственный цикл стоит более $1 млн).
Сегодняшний рынок паркета работает по трем основным направлениям: штучный, многослойный и художественный.
«Наиболее востребованным сегодня является штучный паркет, - говорит руководитель группы компаний «Дом паркета» Владимир Сушко. - На него приходится максимальный объем продаж, что обусловлено в первую очередь его высокими качественными характеристиками». Стоимость штучного паркета - $8-$15 за квадратный метр. Его альтернатива - многослойный паркет. Стоимость отечественного варианта - $9-$15, импортного - выше $15. Самым дорогим является художественный паркет ($95-$100), рассчитанный на состоятельных заказчиков. Высокую стоимость этого элитного покрытия обусловливает использование в его конструкции ценных пород дерева.
Покупка паркета автоматически влечет за собой расходы на его укладку. Существует несколько видов укладки: «елочка». «палуба», «ромбы», «квадраты», «плетенка», «Елочка» применяется все реже - этот узор уже успел «замылить глаза». Как самая простая и экономичная сегодня наиболее распространена «палуба». «Укладка "под ключ", включая расходы на шлифовку и гидроизоляционный материал, зачастую обходится заказчику в два раза дороже, чем сам паркет, - говорит коммерческий директор группы компаний «Дом паркета» Виктор Сивец, - и составляет в среднем $40 за квадратный метр штучного паркета, $20 - многослойного и $80-100 - художественного». Гарантия на работу, как правило, - 2-3 года. Паркет никогда не попадал в разряд дефицитных товаров. Тем не менее число торговых точек в России, официально занимающихся его продажей, превышает 400, т. е. на каждого изготовителя приходится более четырех торговых точек. А если принять во внимание тот факт, что количество лидеров отрасли не превышает десяти, а остальные выпускают паркет либо низкого качества, либо от случая к случаю, то число магазинов на одного лидирующего производителя достигает 40.
И все же в целом картина на паркетном рынке России не так удручающа. В 2002-2003 гг. на фоне общего снижения производства предприятия нескольких российских регионах увеличили выпуск продукции на 10-15%. По данным Госкомстата, к ним относятся Брянская, Владимирская, Калужская области. Можно также отметить республики Татарстан и Мордовию. Кроме того, вырос экспорт. В конце 2002 г. наибольший объем паркета поставлялся в Казахстан - 77 тыс. кв. м (56,3 % общего объема вывоза).
Источник: Build Report
|