Российский рынок металлов-2006: проблемы роста
По словам заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, «российская металлургия твердо стоит на ногах и уверенно движется вперед». В то же время коллега Реуса, директор департамента промышленности Минпромэнерго России Андрей Дейнеко замечает, что, несмотря на растущий объем производства (к примеру, только за три квартала 2006 года рост составил более чем 10%), на отечественном рынке все-таки существует дефицит — сегодня он испытывает острую потребность в высококачественном металле. Необходимого объема подобной продукции российские производители предложить пока не могут. Причина — технологическое отставание: только около 50% применяемых у нас технологий соответствуют лучшим зарубежным образцам.
Экономический потенциал нашей страны «держится» не только на нефти и газе. Вторая по объему составляющая российских поставок за рубеж — это металл: доля металлургии в ВВП страны составляет около 5% . Вообще, по экспорту металлопродукции наша страна — вторая в мире: ежедневно из России за рубеж уходят тонны никеля (первое место в мире), алюминия и титана (второе место), а также стали (четвертая позиция среди всех мировых экспортеров). Тем не менее, несмотря на более чем солидные показатели производства и увеличение спроса на металлопродукцию внутри страны (только внутреннее потребление стальных труб в 2006 году увеличилось по сравнению с 2005 на 27,6% - до 7,7 млн.т. ), дефицит этого товара в России все-таки существует. Выражается он в острейшей недостаче высококачественной металлопродукции.
Общеизвестно, что металлургическое производство — одно из самых ресурсоемких. Оно требует огромных вложений в оборудование, технологии и экологию. Но сегодня степень износа основных фондов в производстве черных металлов достигла в среднем 48,5%, в цветной металлургии – 42,5%. Естественно, цепная реакция распространяется на технологии; как следствие, страдает качество конечной продукции. Да, российские меткомбинаты производят все больше готового проката, стальных труб и др., но не всегда качество отечественной металлопродукции соответствует ожиданиям потребителей. Поэтому значительная часть российских потребителей металлов до сих пор предпочитают иметь дело с поставщиками металлопродукции, обладающими известным именем и современными технологиями, — Ruukki, Outokumpu, Europipe, Otefal и т.п. Технологии этих производителей более совершенны, а значит, предлагаемое ими качество выше.
Тем не менее, 2006 год, не говоря уже о начале нынешнего 2007-го, нельзя назвать для российских металлургов неинтересным, а тем более — убыточным. И наш краткий обзор итогов прошедшего года это подтверждает.
Черные металлы
О состоянии сегмента производства чугуна, ферросплавов и железнодорожных рельс практически исчерпывающе свидетельствуют объемы экспорта. В стоимостных характеристиках экспорт чугуна вырос на 15%, ферросплавов - на 74,1%, железнодорожных рельс — на 25%
Продукция из черных металлов, наиболее востребованная на отечественном рынке, — это прежде всего сталь: горячекатаная и холоднокатаная, «полимерка» (сталь с полимерным покрытием), «оцинковка» (соответственно, стальной лист с оцинкованным покрытием), стали со специальными свойствами, а также стальные трубы.
По мнению участников рынка, в 2006 году был недооценен полимерный прокат. И, как говорят специалисты, легкий дефицит полимерной стали ощущается уже сейчас — вызвано это ожиданием запуска новых мощностей на отечественных предприятиях. Кроме того, в ближайшем будущем неизбежен рост цен на «оцинковку». В образовавшемся «вакууме» конкуренцию отечественным производителям на внутреннем рынке составляют зарубежные поставщики оцинкованного и полимерного проката из Европы. В целом, эксперты сходятся в том, что импорт оцинкованного и окрашенного проката высокого передела по сравнению с прошлым может увеличиться в этом году на 15-20%. Примерно то же говорят и металлотрейдеры: последние считают, что в этом году потребление металлопродукции в РФ вырастет более чем на 10%, — в основном за счет роста в строительстве.
Следует отметить, что эта отрасль сегодня становится одним из основных потребителей высококачественного металла. Это вызвано многими причинами, в том числе – начавшимися крупномасштабными инвестициями в рамках национальных проектов, требующих высоких объемов строительства. Например, сельское хозяйство, особенно животноводство и птицеводство испытывают острый дефицит в производственных площадях (до 50% по разным оценкам), которые не могут быть быстро восполнены без применения металлоемких технологий быстрого возведения. В этом сегменте лидируют отечественные производители, такие как обнинский завод «Венталл» (в прошлом году вошедший в состав концерна Ruukki). Его специалисты оценивают рост рынка в своем секторе в 25-30% ежегодно.
Неоднозначная ситуация сложилась в сегменте сталей с особыми свойствами. Как известно, спецстали используются прежде всего при создании высокотехнологичных, наукоемких изделий для автомобилестроения, авиастроения, космоса и т.п. Несмотря на устойчивый спрос, в России ситуация с их выпуском пока далека от идеала. И сегодня прогнозы экспертов звучат более чем пессимистично: «Судьба спецметаллургии России под угрозой» . Причины такого положения вещей состоят в том, что за время глобальных реформ сложившийся еще в СССР круг производителей спецсталей был вынужден частично перейти на выплавку металла рядового сортамента. В сущности, это продолжается до сих пор. По тому же пути пока идет и Китай - об этом еще в конце 2005 года заявила Китайская ассоциация производителей спецсталей (Special Steel Enterprise Association of China, SSEA). И пока Россия и Китай сокращают объемы выпуска, европейские металлургические компании расширяют ассортимент, снижают цены и разрабатывают новые уникальные продукты. Так, финская компания Ruukki, один из ведущих мировых переработчиков стали, сегодня стала признанным лидером в области разработки и изготовления спецсталей для лазерной резки — они очень востребованы в современном автопроме и машиностроении. Выпуск вида стали требует высочайшего качества листа, что подразумевает стопроцентное соблюдение технологий и скрупулезного контроля качества продукции. Естественно, что в связи с развитием сложных, высокотехнологичных производств в России потребность в подобных продуктах будет расти с каждым годом все больше.
Крупнейшим российским производителем еще одного чрезвычайно востребованного в России вида металлопродукции — металлических труб — на сегодня является ВМЗ (холдинг ОМК). По результатам 2006 года, рост выпуска труб ведущими трубными предприятиями РФ по отношению к 2005 году составил: ОАО "Выксунский металлургический завод" – 154,7%, ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" — 125,7%, ОАО "Северский трубный завод" – 107,5%. Всего же производство стальных труб в 2006 году составило 7879 тыс. тонн, или 117,7% к уровню 2005 года, а суммарные поставки трубной продукции на промышленные предприятия России превысили отметку в 1,1 млн. тонн. Таким образом, спрос внутреннего рынка вырос на 32% по сравнению с 2005 годом, соответственно, усилилась и конкуренция между товаропроизводителями. А если учесть, что покупатели с каждым годом повышают требования к техническим характеристикам труб, то в 2007 году России не обойтись без импортных продуктов. Особенно это касается труб большого диаметра (ТБД).
Все это лишний раз подтверждает предположение аналитиков о том, что в 2007 году рынок черных металлов ожидает дальнейший бурный рост. При этом очевидна тенденция перераспределения спроса в сторону более высокотехнологичной и специализированной продукции.
Цветные металлы: медь и никель ставят рекорды
Ситуация в российской цветной металлургии намного благоприятнее: именно здесь конкурентоспособность российских предприятий находится на уровне мировых лидеров. Поэтому и оценка состояния, и прогнозы насчет рынка цветных металлов смотрятся оптимистично.
Прежде всего, 2006 год стал годом рекордных цен на рынке цветных металлов, и эта тенденция продолжилась в наступившем году. Цена на медь выросла в два раза — до $9 тыс. за тонну в мае 2006-го. Вслед за медью удорожание охватило никель. В феврале 2007 года был установлен очередной исторический рекорд цены на никель — $39000 за тонну по трехмесячным контрактам и $41750 за тонну при поставке сразу. Учитывая высокий спрос на этот металл и его недостаточное производство, возможно, что нынешние цены на никель — это еще не предел. Сохранило тенденцию к сильному росту и олово, подорожавшее до $13100 за тонну.
Что касается потребления на рынке цветных металлов медно-латунной группы, то в 2006 году оно увеличилось незначительно — не более чем на 3%. В целом емкость внутреннего рынка меди в 2006 году составила около 120 тыс. тонн, и примерно 40% из них пришлись на долю УГМК. Вторую и третью позиции по объемам производства разделили Каменск-Уральский и Ревдинский заводы.
По данным Верхнесалдинского металлургического производственного объединения и титаномагниевого комбината (ВСМПО–АВИСМА), производство титана в 2006 году выросло на 15%, а к 2012 году крупнейший в мире производитель планирует увеличить производство титана до 40-44 тыс. тонн в год. В то же время из-за низкой рентабельности производства и неконкурентоспособности предприятия на международном рынке объем производства магния сократился на 33,9% - до 15,8 тыс. тонн относительно аналогичного результата прошлого года, но на фоне «успехов» других цветных металлов это не выглядит негативом.
Вообще, специалисты утверждают, что производственные мощности российских металлургических предприятий значительно возрастут: по выпуску глинозема — более чем на 30%, первичного алюминия — на 25%, рафинированной меди – более чем 35%, цинка — на 50%. При этом, что немаловажно, уровень загрузки мощностей отечественных меткомбинатов в ближайшие несколько лет приблизится к 100%. Это обусловлено высоким уровнем конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке, а кроме того — соответствием мировым стандартам технических и технологических характеристик новых производственных мощностей. Все вышесказанное — реальность: например, одним из основных событий прошедшего года стал запуск Хакасского алюминиевого завода, первого крупного металлургического завода, построенного в России за последние 20 лет. Общий объем инвестиций в проект составил более 750 млн. долларов; проектная мощность завода — 300 тыс. тонн алюминия в год. Помимо этого, плавно растет стоимость алюминиевого проката, что на состоянии российской цветной металлургии сказывается только позитивно. За счет увеличения спроса со стороны нефтегазового, авиационного и машиностроительного комплексов потребление алюминия по итогам 2006 года существенно возросло и составило 15%. В итоге основные производители алюминиевых полуфабрикатов увеличили объемы производства с 322 тыс. тонн в 2005-м до 371 тыс. тонн в 2006-м.
Кроме того, в алюминиевом производстве очевиден процесс консолидации активов: основным событием минувшего года стало слияние в октябре 2006-го лидера мирового алюминиевого рынка "РусАл" (третье место по производству) и группы "СУАЛ", к альянсу которых присоединился швейцарский металлотрейдер Glencore International AG. Не остается никаких сомнений в том, что образовавшаяся в результате слияния "Объединенная компания "Российский алюминий" будет целенаправленно наращивать мощности, совершенствовать технологическую базу и укреплять позиции отечественного алюминия на мировом рынке. Сделку планируется завершить к апрелю 2007 года.
Итак, практически все эксперты выражают уверенность в том, что в ближайшем будущем рынок цветных металлов будет стремительно развиваться, а на внутреннем рынке черных металлов, наоборот, расширится присутствие зарубежных производителей. В то же время Минпромэнерго РФ делится с металлургами планами о подготовке Стратегии развития металлургической промышленности страны до 2015 года, которая предусматривает стимулирование развития российской металлургии. Это значительное увеличение инвестиций в металлургический комплекс, в результате чего Минпромэнерго ожидает повышения объемов выпуска металлопродукции на 20-30%, снижения издержек производства на 5-10%, а объемы выбросов металлургических предприятий в атмосферу должны сократиться в 1,5-2 раза. Поэтому у отечественной черной металлургии появляются шансы заполнить нишу дефицита высококачественных товаров своей продукцией.
По материалам пресс-служба Ruukki
Источник: Restko.ru
|