Производство стройматериалов не успевает за темпами строительства
В настоящее время ситуация на российском рынке строительных материалов выглядит довольно перспективно. По оценкам экспертов, общий объем рынка стройматериалов составляет 7 млрд. евро, причем для Москвы этот показатель составляет около 1,2–1,5 млрд. евро.
Производство материалов напрямую зависит от активности строительной отрасли. Поскольку в настоящее время объемы строительства в России растут, в среднесрочном периоде прогнозируется устойчивое развитие производства всех смежных сегментов. Соответственно, сохранится высокий уровень спроса и на весь перечень услуг по содержанию и ремонту помещений (не только жилых, но также гостиничных и офисных). В частности, статистика свидетельствует, что импорт машин и оборудования в 2005 г. увеличивался, в отличие от экспорта, что косвенно подтверждает факт увеличения потребностей в технике для строительной отрасли.
У рынка строительных материалов есть свои риски, большинство из которых связано с тем, что их производство напрямую зависит от активности строительной отрасли, которая реагирует не только на экономические (внутренние и внешние), но и политические факторы. Активность в сфере строительства способствует тому, что на ближайшие 2–3 года прогнозируется стабильное развитие производства.
Правда, стоит отметить, что средняя доходность в строительной отрасли, для которой характерна значительная ресурсоемкость производства, в ближайшее время, скорее всего, будет снижаться, во-первых, из-за ожидаемого роста цен на нефтепродукты (такие, как битум и полимеры) и энергоносители, а во-вторых, по причине замедления реальных темпов роста ВВП (реальный рост ВВП по итогам 2005 г. составил лишь 0,53%, с учетом сырьевого экспорта — 6,4%, и темпы его роста замедляются, инфляция в России в нынешнем году ожидается на уровне 10%). По оценкам экспертов, вся цепочка от производителя до продавца располагает примерно 20% прибыли, притом большая часть доходности приходится на ритейл.
По мере роста доходов населения (реальные располагаемые доходы населения за 2005 г. выросли почти на 9%, тогда как заработная плата — на 26%), доля расходов, приходящаяся на содержание и ремонт жилья (с одновременным увеличением расходов на эти цели в абсолютном выражении), скорее всего, немного снизится. Прежде всего снижение будет обусловлено ростом доходов и стабилизацией стоимости строительных материалов. Уже сейчас уровень конкуренции во многих сегментах строительной промышленности достаточно существенен.
Темпы увеличения ввода в эксплуатацию всех типов строений — жилья, офисных центров и гостиничных комплексов — в России на сегодняшний момент по-прежнему отстают от потребностей. Сложившаяся ситуация вызывает ажиотажный рост цен на жилье и аренду офисов, а также «перегревает» ценовой фон на гостиничном рынке.
Производство строительных материалов, необходимых для возведения нового жилья, постоянно увеличивается: по отрасли прирост составляет от 10 до 25%. Выпуск стройматериалов будет расти и в дальнейшем.
Например, цемента в текущем году требуется около 57 млн. т, но будет выпущено около 53 млн. т, поскольку мощности российских цементных заводов отстают от потребностей растущего рынка. А к 2010 г. выпуск цемента должен дорасти до 90 млн. т, поэтому резервы для дальнейшего повышения объема его производства заключаются в строительстве новых производств.
Но рынок цемента до сих пор дефицитен, и к тому же монополизирован (доля крупнейшего игрока — ЗАО «Евроцемент груп» — составляет на российском рынке 55%). Рост цен на цемент, по мнению большинства экспертов, выступает одним из главных факторов удорожания стоимости вновь введенных квадратных метров как в жилищном строительстве, так и офисно-торговом.
Будет расти и производство бетона, т. к. нынешних показателей в 0,2 куб. м бетона на человека недостаточно для требуемых темпов строительства. В российском бетонном производстве зафиксировано технологическое отставание порядка 10 лет от западного уровня качества — объемы производства отечественного современного бетона с добавками пока составляют всего лишь 50–60%, хотя модифицированный бетон гораздо эффективнее.
Популярность панельного строительства постепенно падает, поэтому наблюдается некоторый подъем в производстве кирпича. Анализ структуры жилищного строительства (смещение в пользу кирпичного строительства) говорит о справедливости положительного прогноза для производства кирпича. Это подтверждает и статистика. Поэтому в ближайшее десятилетие кирпичная промышленность должна устойчиво расти на 8–10% в год, так как для обес-печения необходимого уровня строительства нужно увеличить выпуск кирпича в 2–3 раза, а при существующих мощностях это возможно не ранее, чем к 2015 г.
Темп роста рынка сухих строительных смесей (ССС) составляет 25%, и в ближайшие 5–6 лет значительное увеличение будет поддерживаться за счет потребления в регионах. При этом доля клеевых смесей, прежде наиболее востребованных на российском рынке (в 2004 г. составляла 48%), постепенно будет уменьшаться.
Прогнозируется рост и для рынка лакокрасочных материалов как индустриального, так и бытового назначения. На основе исследования современного состояния и перспектив развития основных секторов российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливно-энергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства), средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3–4% в год. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок в связи со стабильным приращением автопарка.
Динамичное развитие ожидается в сегменте теплоизоляционных материалов, объем производства которых увеличивается в среднем на 20% в год, но тем не менее теплоизоляции не хватает — в ряде регионов наблюдается серьезный дефицит. Одной из причин бурного роста спроса на теплоизоляционные материалы стало ужесточение требований к сокращению теплопотерь в конструкциях зданий и сооружений. Для удовлетворения необходим ежегодный рост производства минераловатных утеплителей в размере не менее 1 млн. куб. м в год.
У рынка гипсокартона тоже положительная динамика: ежегодный прирост составляет 20%.
Одним из самых быстрорастущих сегментов рынка отделочных материалов является выпуск керамической плитки — годовой прирост составляет 25% (элитной плитки — на 30% в год). Наряду с увеличением импортных поставок, будет расти и отечественное производство.
Рынок напольных покрытий, как и большинство других в отрасли, имеет значительный потенциал, связанный с увеличением объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ — рост продаж в 2005 г. составил не менее 20–25%. Динамика внутри сегмента неоднородна: прирост производства линолеума в 2005 г. составил 18,5%, тогда как производство напольной плитки возросло более чем на треть. Рост рынка ламината в ближайшие 2–3 года прогнозируется на уровне 20–25%.
По-прежнему хорошие перспективы у российского рынка обоев — темпы потребления этого вида отделки растут на 10% ежегодно (как нигде в мире), так как этот материал привычен для российского потребителя, и к тому же дешевле штукатурных и окрасочных работ.
В последние годы активно начал расти рынок сантехнических изделий (по причине отложенного спроса) и при условии сохранении темпов роста доходов населения будет продолжать расти в течение ближайших 5–10 лет.
Таким образом, в 2005 г. отмечен рост производства основных строительных материалов, изделий и конструкций, в то же время по ряду материалов и изделий в 2005 г.произошло значительное падение производства.
Проблема заключается в том, что технический уровень оборудования российской отрасли отстает от мирового. Степень автоматизации производственных процессов также не отвечает современному уровню. В отрасли ощущается постоянный дефицит строительного оборудования, некоторые востребованные механизмы и машины в нашей стране вообще не производятся. Продолжающееся использование устаревших технологий и оборудования приводит к значительным расходам на топливо и энергопотребление. Несмотря на высокий спрос на отдельные виды строительных материалов, ввод новых мощностей происходит медленно. Инвестиционная привлекательность таких объектов снижается не только по причине высокой капиталоемкости, но и потому, что требует значительного времени на строительство.
В связи с этим общей тенденцией отрасли стали участившиеся открытия собственных объектов производства строительными компаниями. Сказывается не только национальная специфика — по возможности снабжать себя необходимыми ресурсами. Свои производства заводят как с целью снижения себестоимости на некоторые стройматериалы и изделия (что достижимо при условии достаточно больших объемов производства), так и для уменьшения степени зависимости от специализированных производителей в условиях сохраняющегося дефицита.
По многим товарным группам качество отечественных материалов отстает от импортных аналогов. Качество таких отечественных материалов, как цемент, полированное стекло, некоторые виды керамических изделий находится в основном на уровне требований мировых стандартов. Но большая доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступает зарубежным по внешнему виду и долговечности. Облицовочные керамические плитки и санитарно-керамические изделия — по качеству глазурного покрытия и точности геометрических размеров. Теплоизоляционные материалы — по плотности, долговечности и экологичности. Большинство отделочных материалов и сантехника уступают импортным в отношении ассортимента и дизайна.
Общее отставание российской промышленности стройматериалов, начиная с 90-х гг. и до сегодняшнего времени, позволило многим зарубежным компаниям прочно обосноваться на российском рынке, породив высокий уровень конкуренции на многих сегментах рынка. На сегодняшний день среднее соотношение отечественной и импортной продукции в общем объеме продаж материалов строительной индустрии (согласно данным официальной статистики) составляет 9:1. Проблема конкуренции с импортными стройматериалами проявляется на внутреннем рынке достаточно остро. При этом участники рынка опасаются усугубления ситуации в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Автор: В. Н. Никольская
Источник: "СтройПРОФИль" 7 (53)
|