на главную... Контакты Карта сайта
Компания
Стройматериалы
Дизайн интерьера
Энциклопедия
Обмен опытом
на главную...
Наша специализация:

• оптовая торговля и комплектация строительными и отделочными материалами

• дизайн интерьера, ремонт и отделка, проект электро-оборудования, системы умного дома
Поиск:  





Секреты ремонта и дизайна интерьера.
Вира. Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рейтинг@Mail.ru

Обмен опытом / Обзоры и аналитика

Рынок отделочных материалов берет ориентир на качество

Рынок отделочных материалов в России переживает период активного роста. Основным катализатором развития рынка является активность строительной отрасли. По оценкам аналитиков агентства Symbol-Marketing, увеличение оборотов рынка отделочных материалов в России в 2005 году по отношению к 2004 году составило 30-40 процентов...

Рынок отделочных материалов в России переживает период активного роста. Основным катализатором развития рынка является активность строительной отрасли.

Согласно данным статистики, строительный комплекс Российской Федерации, объединяющий более 140 тыс. организаций и промышленных предприятий и более 10 тыс. проектно-изыскательных фирм различной формы собственности, обеспечил в первой половине 2004 года ввод нового жилья в объеме 13,161 тыс. кв.м, что составило 103,6% к аналогичному периоду 2003 года. Активность населения в сфере строительства и ремонта также остается высокой и, по мнению ряда экспертов, весьма вероятно продолжит свой рост в будущем.

В последние годы объем розничных продаж отделочных материалов характеризуется стабильным ростом – в денежном выражении на 10-15% в год (по материалам журнала "Эксперт").

По оценкам аналитиков агентства Symbol-Marketing, увеличение оборотов рынка отделочных материалов в России в 2005 году по отношению к 2004 году характеризовалось более высокими показателями – 30-40 процентов. Объем российского рынка отделочных материалов составляет порядка 6 млрд. долларов США, из которых порядка 1,5 млрд. долларов США приходится на Москву (по оценке аналитиков ОФГ).

Материалы исследований, проведенных агентством Symbol-Marketing, а также группой "ИНЭК", позволяют дать характеристику емкости некоторых основных сегментов рынка отделочных материалов, выделить в этих сегментах основных отечественных производителей. Так, емкость российского рынка лакокрасочных материалов составляет 800-900 тыс. тонн. В России в отрасли лакокрасочных материалов работают около 100 производственных предприятий, их суммарная мощность более 2,5 млн. тонн в год. Около 60% производимой продукции выпускают 12 крупных предприятий. Среди них: ОАО "Лакокраска" (г.Ярославль), ОАО "Русские краски" (г. Ярославль), ООО "Текс" (г. Санкт-Петербург), Черкесское ХПО, ЗАО "Эмпилс" (г. Ростов-на-Дону).

Рынок сухих строительных смесей оценивается в 1 млн. тонн. До недавнего времени на российском рынке была представлена преимущественно продукция известных мировых производителей, таких как: Atlas (Польша), EMFI (Франция), Knauf (Германия), Semin (Франция) и некоторых других. Сегодня сухие строительные смеси изготавливает и ряд отечественных производителей, среди них: "Альфа-Пол", "КРЕПС", "Мастерок", "Петромикс", "Старатели" и другие.

Емкость российского рынка керамической плитки в 2002 году составила примерно 500 млн. долларов США. Производство керамической плитки для внутренней облицовки стен в 2002 году составило 39,6 млн. куб.м; производство керамической плитки для полов – 19,1 млн. куб. м. Ведущими предприятиями в отрасли являются: ЗАО "Велор", ОАО "Волгоградский керамический завод", ОАО "Нефрит-керамика", ОАО "Сокол", ОАО "Стройполимеркерамика", ОАО "Экспериментальный керамический завод". Наиболее крупным предприятием по производству керамической плитки является ЗАО “Велор” итальянской фирмы “Велко”, производящее 8 млн. куб. метров плитки в год. Большая часть предприятий находится в Центральном регионе, здесь производится более 50% отечественной продукции керамической плитки.

Емкость рынка обоев в 2004 году составила 220-230 млн. стандартных рулонов, в стоимостном выражении – порядка 1 млрд. долларов США. Эксперты акцентируют тот факт, что в России спрос на обои характеризуется тенденцией к росту порядка 10% в год, тогда как в странах Евросоюза большинство потребителей отдает предпочтение более современным материалам – различным видам штукатурки и краски. По оценкам ассоциации "Рособои", объем отечественного производства обоев за 2004 год снизился на 11,8%, доля импорта на рынке по-прежнему превышает долю отечественной продукции. Среди ведущих российских производителей обоев: ЗАО "Декор" (г. Подольск), ЗАО "Московская обойная фабрика", ОАО "Мосстройпластмасс", ЗАО "Ростовбумага", ООО ПКП "Сыктывкарские бумажные изделия", ОАО "Тулабумпром".

В структуре продаж отделочных материалов основная доля (около 74%) принадлежит открытым рынкам, доля специализированных магазинов составляет 20%, на долю сетевых структур (OBI, "Старик Хоттабыч" и др.) приходится около 6%.

Как сообщает "Коммерсантъ", в настоящее время в крупных российских городах наблюдается активный рост продаж отделочных материалов. В частности, Санкт-Петербург переживает настоящий бум продаж (рост на 25-30% в год) в магазинах формата DIY (do it yourself), реализующих отделочные материалы и интерьерные товары для дома. В Северной столице сетевые структуры формата DIY постепенно вытесняют с рынка более мелких игроков. Ряд крупных компаний (в частности, ООО "Корпорация СБР", корпорация "Искрасофт", немецкая сеть Obi, британская сеть Kingfisher и некоторые другие) уже объявил о намерении построить в Санкт-Петербурге собственные сети DIY, это порядка тридцати магазинов различной площади, преимущественно — гипермаркетов площадью от 10 тыс. кв. метров. В связи с подобными масштабными планами многие эксперты высказывают опасения в отношении того, что в случае успешной реализации всех проектов рынок весьма вероятно ждет избыток предложения.

Благоприятная ситуация, сложившаяся на российском рынке отделочных материалов, привлекает внимание зарубежных производителей, которые по многим позициям теснят отечественную промышленность. По различным оценкам, импорт составляет более 60% рынка отделочных материалов в России. При этом более половины всех товаров ввозится с использованием "серых" схем.

Опираясь на оценки ряда экспертов, дадим характеристику соотношения долей импортных и отечественных товаров в некоторых основных сегментах российского рынка отделочных материалов.

По оценкам аналитиков "ИТКОР", в сегменте пластиковых панелей доли продукции отечественного и зарубежного производства примерно равны. Основными странами-экспортерами пластиковых панелей в Россию являются Бельгия и Франция. В частности, на московском рынке совокупная доля этих стран составляет 88% от общего объема импорта.

В сегменте ламинированного паркета до настоящего времени не представлены крупные российские предприятия, в связи с чем доля отечественного производства незначительна, не превышая 5% (по материалам журнала "Еврострой"). Основу предложения на российском рынке составляет ламинированный паркет из Германии и Польши. На две этих страны-производителя приходится 50 и 21% соответственно от общего объема импорта в Россию.

В сегменте МДФ-панелей представлены как отечественные ("Союз"), так и зарубежные (Kronspan и др.) производители, доля импортной продукции составляет порядка 30% (по материалам исследований центра "Серебряная грань").

В других сегментах рынка отделочных материалов соотношение отечественной и импортной продукции выглядит следующим образом. В сегменте лакокрасочных материалов доля импортной продукции в 2002 – 2003 годах составляла около 40% от общего объема потребления (по материалам исследований агентства Symbol-Marketing). Наиболее популярными марками зарубежных производителей являются: Akzo Nobel, Meffert AG, Tikkurila. Основные страны-экспортеры лакокрасочных материалов в Россию – Германия, Финляндия, Швеция.

В сегменте керамической плитки доля импорта также оценивается примерно в 20%. Среди стран, экспортирующих керамическую плитку в Россию, наибольшая доля принадлежит Италии, Испании и Белоруссии (по данным РИА "РосБизнесКонсалтинг").

В сегменте сухих строительных смесей доля импортной продукции составляет порядка 20%. Наиболее известными зарубежными производителями являются Knauf, Optiros (по материалам журнала "Красная линия").

В сегменте обоев доля импорта составляет до 60%. Среди зарубежных производителей, продукция которых широко представлена на российском рынке: ОАО "Белорусские обои", ОАО "Гомельобои" (Белоруссия); "Корюковская фабрика технических бумаг" (Украина, марка "Славянские обои"); BG, Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания); AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия); Azcoaga (Испания); Emiliana Parati, Limonta, Sirpi (Италия); Essef, Venilia (Франция) (по данным ассоциации "Рособои").

Основные выводы:

• Рынок отделочных материалов в России характеризуется высокими темпами роста, основным катализатором которого выступает активное развитие строительной отрасли. В ближайшем будущем можно ожидать сохранения тенденции увеличения потребительской активности на рынке отделочных материалов, а также достаточной стабильности в темпах роста рынка.

• Российские производители отделочных материалов активно осваивают рынок, все более тесня зарубежных конкурентов. Однако в настоящее время сохраняется тенденция к тому, что, если основным аргументом зарубежных производителей отделочных материалов является высокое качество товара, то для отечественных производителей такой аргумент – прежде всего более конкурентоспособная цена.

Проблема перевооружения производства и обновления технологий сегодня является весьма актуальной для отечественных производителей, поскольку, как отмечают эксперты, завтрашний день рынка – это борьба за качество, в которой производители, делающие ставку на низкокачественную дешевую продукцию, окажутся в аутсайдерах.

• Одной из основных тенденций розничной торговли отделочными материалами (как составляющей рынка товаров для дома) на российском рынке выступает консолидация и укрепление позиций сетевых структур. Более ярко эта тенденция проявляется в крупных городах, где в настоящее время сети, реализующие товары для дома, вытесняют мелких игроков, подобно тому, как это произошло несколько ранее на рынке продуктовых товаров и рынке электроники и бытовой техники.

Источник: "Новости Cистемы ММЦ",13.04.2006,"Маркетинговые исследования"


Copyright © 2024 Вира«ВИРА»
+7(495)730-01-98, vira@vira.ru