Лизинг строительной техники
Сегмент строительной техники на рынке лизинга России растет темпами, опережающими среднерыночные. С ростом потенциала растет и конкуренция.
Объем нового бизнеса на российском рынке лизинга вырос в 2006 г. на 83% и составил 14,7 млрд. долл. Некоторые сегменты рынка, однако, росли опережающими темпами — прирост лизинга строительной техники составил примерно 90%, а дорожно-строительной техники — 130%! В общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний сегмент лизинга дорожно-строительной техники в 2006 г. составил 3,59%, сегмент прочей строительной техники —4, 86%. В абсолютных цифрах это, соответственно, 550 и 750 млн. долл.
Высокие темпы роста обусловлены в частности тем, что строительная отрасль России, впрочем, как и другие отрасли материального производства, нуждается в масштабном обновлении парка строительной техники при имеющейся нехватке собственных оборотных средств. Предприятиям в условиях роста не выгодно извлекать из оборота крупные денежные средства с целью технического перевооружения и расширения своих основных средств. В этой ситуации лизинг является наиболее удобной формой приобретения строительной и специальной техники. Использование этого финансового инструмента характерно для стабильных и быстро растущих предприятий. Как известно, лизинг, в отличие от кредита, не отягощает баланс предприятия и позволяет экономить налог на прибыль.
Кроме того, лизинговые компании имеют право начислять ускоренную амортизацию на предмет лизинга с повышающим коэффициентом до 3-х. Это дает лизингополучателю возможность относительно быстро взять имущество на баланс по низкой (по сравнению с первоначальной) остаточной стоимости. Также некоторые лизинговые компании дают возможность строительным предприятиям учесть сезонность бизнеса при приобретении техники в лизинг. При учете сезонных схем лизинговые платежи присутствуют, но их сумма значительно снижается.
На сегодняшний день с помощью лизинга строительные предприятия приобретают весь спектр техники: оборудование для производства стройматериалов, башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины. Поскольку строители стремятся как можно быстрее пройти «нулевой цикл», большим спросом пользуется землеройная техника: экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Среди популярных марок оборудования — Caterpillar, Kоmatsu, МАЗ, «Урал», КамАЗ, Liebherr. Не высок пока что спрос на специализированную дорожную технику: катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры. Однако с ростом российской экономики ассортимент закупаемого оборудования должен расшириться.
Табл. 1. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга дорожно-строительной техники
Место
|
Компания
|
Объем нового бизнеса в 2006г. (млн. руб.)
|
1
|
ОАО «ВТБ-Лизинг»
|
2 013,5
|
2
|
ОАО «Росдорлизинг»
|
1 202
|
3
|
ООО «ЛизингПромХолд»
|
956,6
|
4
|
ООО ЛК «ММБ»
|
847
|
5
|
ООО «Альфа-Лизинг»
|
620
|
6
|
ЗАО «Локат Лизинг Руссия»
|
489,3
|
7
|
ЗАО ФК «Балтинвест»
|
371
|
8
|
«НОМОС-лизинг» (группа компаний НОМОС-БАНКа)
|
337
|
9
|
ООО Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
|
326,6
|
10
|
Группа компаний «Северная Венеция»
|
301
|
11
|
ЗАО «Европлан»
|
283
|
12
|
ООО «Глобус-Лизинг»
|
277,3
|
13
|
ЗАО «Петролизинг- Менеджмент»
|
258
|
14
|
ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания»
|
232,2
|
15
|
ООО УК «Объединенный лизинг»
|
230,4
|
16
|
ООО «РЕСОТРАСТ»
|
229,4
|
17
|
ЗАО «Русско-германская лизинговая компания»
|
214,9
|
18
|
ООО «Стоун-XXI»
|
197,6
|
19
|
Группа компаний «Интерлизинг»
|
185,4
|
20
|
ООО «Кама-Лизинг»
|
173
|
Лидерами в сегменте лизинга дорожно-строительной техники в 2006 г. стали компании «ВТБ-Лизинг» и «Росдорлизинг» (табл. 1). На долю первой десятки лизингодателей, работающих с дорожно-строительной техникой, пришлось более 60% объема данного сегмента.
В сегменте лизинга прочей строительной техники первые места заняли «Интерлизинг», «Уралсиб» и «КРК Лизинг», а доля первой десятки лизинговых компаний составила 60% от объема нового бизнеса в сегменте (табл. 2).
Табл. 2. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга прочей строительной техники
Место
|
Компания
|
Объем нового бизнеса в 2006 г. (млн. руб.)
|
1
|
Группа компаний «Интерлизинг»
|
1 985,4
|
2
|
ООО Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
|
1 905,8
|
3
|
ООО «Компания Розничного Кредитования. Лизинг»
|
1 207,4
|
4
|
«НОМОС-лизинг» (группа компаний НОМОС-БАНКа)
|
895
|
5
|
ООО «Стоун-XXI»
|
862,4
|
6
|
ЗАО Объединенная ЛК «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»
|
677,7
|
7
|
ООО «Петроконсалт»
|
672
|
8
|
ООО «Альфа-Лизинг»
|
594
|
9
|
ООО «Райффайзен-Лизинг»
|
585,3
|
10
|
ООО «Глобус-Лизинг»
|
472,9
|
11
|
ЗАО «Русско-германская лизинговая компания»
|
438
|
12
|
Группа компаний «ПРОМСВЯЗЬЛИЗИНГ»
|
434,5
|
13
|
ООО «Группа Финансовых Технологий»
|
426
|
14
|
АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» (ООО «АВТОЛИЗИНГ»)
|
369
|
15
|
ЗАО «Европлан»
|
344
|
16
|
ОАО «Росдорлизинг»
|
311
|
17
|
ООО «Лизинг-Максимум»
|
293
|
18
|
ООО ЛК «ММБ»
|
286
|
19
|
ЗАО «ДельтаЛизинг»
|
257,2
|
20
|
ЗАО ФК «Балтинвест»
|
226
|
Как и во многих других сегментах рынка лизинга, в строительной и дорожно-строительной технике самым популярным остается финансовый лизинг, так как он позволяет лизингополучателю по окончании выплат получить объект лизинга в собственность и не требует его возвращения лизинговой компании. Также популярность финансового лизинга обусловлена тем, что оперативный и возвратный лизинг строительной техники связаны с достаточно большими рисками. В частности, неизвестно, в каком состоянии будет находиться предмет лизинга после окончания срока его использования лизингополучателем, а также насколько быстро удастся провести его ремаркетинг (продажу на вторичном рынке). Существует риск, что дорогостоящая техника будет какое-то время простаивать на складе. Риск же, соответственно, приводит к повышению ставки по лизингу, в результате чего этот финансовый инструмент становится менее привлекательным для лизингополучателя.
В 2006 г. на рынке лизинга значительно усилилась конкуренция между лизингодателями, которые стараются расширить сферу своей деятельности для диверсификации бизнеса. Усиление конкуренции затронуло также и сегмент лизинга строительной техники — из 112 компаний, участвовавших в исследовании агентства «Эксперт РА», более 70 работают также и в указанном сегменте. В целом же, по оценкам некоторых участников рынка, с 2002 г. сегмент строительной техники вырос примерно в 7 раз. И если учесть растущий спрос на технику со стороны строительных компаний и сравнить долю и объем этого сегмента на рынке лизинга в развитых странах, то можно заметить, что потенциал роста у него еще значительный.
Автор: Р. Ю. Романовский
Источник: "СтройПРОФИль"
|