Гарантированное тепло. Обзор рынка бытовых газовых котлов
Одним из составляющих комфорта является тепло. Сделать уютной жизнь человека, проживающего в сельской, а во многих регионах и в городской местности, в условиях русской зимы помогут бытовые газовые котлы. Состояние и особенности этого динамично развивающегося рынка изучал Дмитрий Архипов.
Объем рынка
Можно выделить два основных сегмента рынка бытовых газовых котлов - напольные и настенные. Несмотря на то, что каждый год напольных котлов продается в семь-восемь раз больше, чем настенных, объемы рынка в денежном выражении отличаются ненамного: $60-$65 млн - $40-$45 млн (по оценке специалистов). Это связано с тем, что средняя цена настенных котлов существенно выше цены напольных. На рынке последних действует значительное число отечественных производителей, продающих оборудование по ценам ниже импортного.
Базой для роста объемов продаж бытовых газовых котлов является приращение площадей жилых зданий, отапливаемых индивидуальными источниками теплоснабжения. Общая база площадей таких зданий оценивается в 250-280 млн кв. м, что соответствует 2,3-2,5 млн находящихся в настоящее время в эксплуатации бытовых газовых котлов. Из общего ежегодного объема продаж 15-20% идут в новостройки, 50% - на замену физически или морально устаревших моделей, 30-35% - на первоначальную установку.
Стабильный ежегодный рост объемов строительства в секторе индивидуального малоэтажного жилья, ежегодное увеличение числа многоэтажных жилых зданий с по-степенным увеличением среднего размера общей площади квартир являются основными причинами увеличения потребности в бытовых газовых котлах. Специалисты прогнозируют постепенное повышение к 2006 г. доли объемов продаж высокотехнологичных котлов и особенно настенных двухконтурных с герметичной камерой сгорания до 25-32%.
Тенденции рынка
В 2003 г. наблюдался устойчивый рост на всем рынке котлов (+20%). Рынок характеризовался значительным увеличением объемов продаж настенных и лучшими продажами напольных котлов российского производства. Данная ситуация стала возможна благодаря потребности в замене оборудования в сельских областях и выполняемым впервые установкам в различных регионах в рамках программ газификации. Газ для бытового потребления остается в большой степени субсидируемым и используется как основное топливо не только для региональных отопительных сетей.
Основной рынок импортных котлов для конечных потребителей, помимо его традиционной базы строительства новых элитных домов в Подмосковье и пригородных зонах других крупных городов, расширился благодаря новому спросу на индивидуальное отопление квартир в городах. Объем продаж настенных котлов вырос более чем на 119% и достиг 47,050 тыс. единиц в 2003 г., рост же импорта напольных котлов был более чем умеренным. Новые строительные нормы и правила, введенные 1 января 2003 г., создали потенциал, который, как представляется, обеспечит развитие базы для массового рынка настенных котлов в связи с модернизацией районных отопительных систем.
На этом внешне простом с точки зрения техники поле идет настоящее инженерное сражение за качество продукции, комфорт и кошелек покупателя. Предлагаемый выбор очень широк: на рынке действуют более трех десятков только зарубежных фирм. Общее количество моделей исчисляется сотнями. Условно всю продукцию можно разбить на четыре ценовые группы.
Наиболее дорогие и качественные изделия производят компании Wolf, Viessmann, Vaillant, Buderus (Германия), De Dietrich (Франция), CTC (Швеция).
Несколько обширнее группа повышенной стоимости (условно - «бизнес-класса»): ACV (Бельгия), Riello, Beretta, Fondital (Италия), Bosch (Германия), Frisquet (Франция), Roca (Испания).
Средняя ценовая группа - Dakon (Чехия), Fontecal, Lamborgini (Италия), Protherm (Словакия), Kiturami (Южная Корея).
Низшая ценовая категория представлена отечественными котлами. Они в два-три раза дешевле импортных, но уступают им по ряду технических показателей.
Напольные бытовые котлы выпускаются на многих машиностроительных предприятиях, расположенных в различных регионах страны. Зачастую эта продукция не является профилирующей, а интересы предприятий ограничиваются местным рынком. Однако свыше 90% общего объема выпускаемых в России бытовых котлов приходится на 10-12 предприятий, занимающих лидирующие позиции.
Стабильным спросом у отечественного потребителя пользуются такие марки, как Vaillant, Beretta, Ferroli, Protherm, Viessmann, Buderus. При этом фирмы Ferroli и Protherm получили известность во многом благодаря тому, что одними из первых представили свое оборудование на российском рынке отопительной техники.
Немного позже активизировалась Beretta (концерн Riello), начав продвижение своей продукции не с розничной торговли, рассчитывая на конечного потребителя и монтажные организации, а сделав акцент на крупных заказчиков и получение выгодных заказов через региональные мэрии и префектуры. В связи с этим на сегодняшний день Beretta имеет очень сильные позиции в регионах.
Viessmann и Buderus использовали мощную рекламу (в том числе и телевизионную), опираясь на качество своей продукции. Некоторые из лидеров российского рынка настенных котлов в борьбе за потребителя активно используют демпинговые цены, добиваясь при этом немалых успехов. Недостатком других, при широком ассортименте продукции и высоком качестве оборудования, является неограниченное количество поставщиков.
Условно отечественный рынок настенных котлов можно разделить на три ценовых класса:
- Premium - цена котла более 1000 евро
- Medium - цена котла 600-1000 евро
- Econom - цена котла менее 600 евро.
Новое быстро растущее и перспективное направление применения бытовых газовых котлов - системы поквартирного отопления многоэтажных жилых домов (в каждой квартире устанавливается настенный газовый двухконтурный котел, обеспечивающий и отопление, и горячее водоснабжение).
К преимуществам поквартирного теплоснабжения можно отнести:
- высокую энергетическую эффективность и, как следствие, экономию газа, а также значительное сокращение выброса вредных веществ в атмосферу
- возможность регулирования режимов теплоснабжения каждым пользователем в отдельности в соответствии с личными потребностями
- сравнительно низкие капитальные затраты и отнесение их на счет владельцев квартир
- удобство технического обслуживания сервисными службами (на одном объекте обслуживается 100-200 однотипных сравнительно простых котлов)
- удобство оплаты за потребленные теплоресурсы по показаниям газового счетчика.
В последние годы поквартирное отопление стало мощным двигателем развития рынка настенных котлов, и, опять же с некоторым опозданием, указанный фактор ускорения начал действовать и в России. Причем начиналось все не в столице, а в регионах, где эта идея встретила меньше ведомственных преград и нашла возможные пути воплощения на практике.
Источник: Build Report, N1, 2005
|