Тенденции развития российского рынка напольных покрытий: от керамики до паркета
Рынок напольных покрытий в целом
В настоящее время рынок напольных покрытий имеет значительный потенциал, связанный с увеличением объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ. Доля отечественных производителей на рынке - 70 млн. кв. м. При этом в России самый быстрорастущий рынок напольных покрытий в Европе. Рост продаж на рынке в 2005 году составил не менее 20-25%. Наиболее часто применяемыми напольными материалами в жилищном и "социальном" строительстве в среднесрочной перспективе будут оставаться линолеум и керамическая плитка.
Линолеум
Сегодня линолеум - один из наиболее востребованных материалов из-за низкой цены, простоты и дешевизны укладки и удобства ухода. Российский рынок линолеума составляет более 110 млн. кв. м покрытий ежегодно, из которых 25 млн. приходится на импорт. Рост рынка линолеума составляет 15-20% в год. увеличение доли импортного линолеума не ожидается.
Керамическая плитка
Растущий спрос на керамическую плитку стимулирует рост промышленности. Объем произведенной напольной керамической плитки в 2005 году ориентировочно равен 50 млн. кв. м. Рынок керамической плитки является одним из самых быстрорастущих сегментов рынка отделочных материалов. Он растет на 25% в год. Еще более высокими темпами растет российский рынок элитной керамической плитки - на 30% в год. При этом наблюдается как рост отечественного производства, так и увеличение импортных поставок.
Керамогранит
В частном строительстве все чаще применяется керамогранитная плитка, несмотря на то, что ее характеристики больше востребованы в строительстве офисных и торговых помещений. В 2004 г. в России было выпущено 8,1 млн. кв. м керамогранитной плитки, в 2005 г. - 16,9 млн., а в 2006 г. заявлен объем в 31,5 млн. кв. м. Также отмечается, что мощности по выпуску керамогранитной плитки ежегодно удваиваются при общем темпе роста рынка в 18% в год.
Ламинат
На сегодняшний день лидером по темпам роста среди напольных покрытий признается ламинат. Сегодня ламинированные полы активно вытесняют с российского рынка линолеума, доля которого ежегодно сокращается на 1-2%, а доля ламината, напротив, стремительно растет. Некоторые игроки оценивают весь рынок ламината в 2005 г. не более, чем в 19 млн. кв. м., но если учитывать теневой сегмент этого рынка, то можно ориентироваться, что объем продаж ламинированных полов в 2005 году составил 23-27 млн. кв. м. (в 2006 эта цифра должна может достичь 36 млн.). В настоящий момент темпы роста рынка составляют 21-22% и сохранятся на таком уровне до 2008 г., после которого ожидается насыщение рынка и снижение динамики роста до 5-6%.
Ковролин
На сегодняшний день доля продаж ковролина в общем объеме реализации напольных покрытий (в количественном выражении) составляет 30-35%. По прогнозам специалистов, она будет увеличиваться. Эксперты предполагают изменение соотношения между объемами потребления ковролина и линолеума в пользу ковролина, однако, суммарные доли этих двух материалов в общем объеме потребления напольных покрытий сохранятся. Рост благосостояния населения нашей страны в течение последних лет повлиял на предпочтения: от потребления "мягких" полов (например, ПВХ) акценты потребителей смещаются в сторону "твердых", таких, как упомянутый ламинат, а также паркет и массивная доска.
Паркет
Паркет является традиционным для России видом напольного покрытия. Всего в 2005 г. в России было произведено 1499 тыс. кв. м. паркетного покрытия. Значительный объем общего потребления приходится на импортные поставки паркета. Крупнейшими импортерами являются Швеция, Финляндия и Германия. Рост продаж паркета в количественном выражении отмечается на уровне 5-10%.
Вера Никольская, директор по исследованиям Abarus Market Research
Тезисы доклада на конференции "Рынок напольных покрытий России. Перспективы развития"
Декабрь 2006, г. Москва
IMEvents
|