Российский рынок пластиковых окон
Экономическая ситуация в России создает благоприятные условия для развития строительной отрасли. О тенденциях и перспективах рынка пластиковых окон рассказали руководители отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг» И. В. Обросова и О. П. Чигодайкина.
— «О.К.Н.А. Маркетинг» — независимый отраслевой маркетинговый центр, занимающийся изучением рынка светопрозрачных конструкций не первый год. Расскажите, пожалуйста, каким образом вы собираете информацию для своих исследований. Ведь всем известна проблема отсутствия статистической отраслевой информации в России, сбор которой прекратился вместе с переходом страны к рыночной экономике?
— Только налаженные связи с крупнейшими компаниями, хорошие технические знания продукта, а также сопоставление и перепроверка данных, как минимум из трех независимых источников, позволяет Центру делать выводы об объеме, росте и прогнозах развития оконного рынка.
— ПВХ-конструкции занимают лидирующие позиции на оконном рынке. Какова доля других материалов, применяемых для изготовления окон?
— Доля ПВХ-конструкций в России составляет 78% от всего рынка светопро-зрачных конструкций. Это наиболее востребованный материал для изготовления окон в России. Неприхотливость пластика при одновременном обладании высокими показателями по тепло- и энерго-сбережению сделали его востребованным среди покупателей.
— Как развивался рынок в 2006 году?
— В 2006 г. темп роста рынка ПВХ-конструкций достиг своего пика — 50%. На это повлияли положительные изменения в макро- и микроэкономике, о которых мы уже говорил ранее.
Также большим мотивирующим фактором для покупки окон, повлиявшим на рост рынка, стала аномально холодная зима 2005–2006 гг. Опрос покупателей окон в 2006 г., который проводил Центр «О.К.Н.А. Маркетинг», показали, что более 28% опрошенных людей (первое место среди всех ответов) устанавливают новые пластиковые окна по причине холодных погодных условий. К тому же наш центр специально рассматривал статистику зимних температур по России Росгидрометеоцентра. Данные показали, что такой холодной зимы в России не было последние 27 лет.
— Каков прогноз развития рынка ПВХ-конструкций? Продолжится ли рост рынка?
— Наш центр прогнозирует, что к 2009 г. объем рынка ПВХ-конструкций в России увеличится более чем в два раза по сравнению с 2006 г. и составит приблизительно 79 млн. кв. м. Рынок замедлит свои темпы роста, но при этом они останутся по-прежнему высокими — в среднем 30% в год.
Темпы роста рынка ПВХ-конструкций будут поддерживаться высокими темпами роста строительного сегмента. Так, только за первую половину 2007 г. темпы роста строительства жилья в России увеличились до 40%, т. е. более чем в 2 раза. Предположительно, в 2007 г. объем строительства жилья вырастет на 25% по сравнению с прошлым годом.
Сегмент частного покупателя тоже продолжит свой рост вместе с ростом доходов населения России. Вопрос замены старых окон на новые, энергосберегающие, в России до сих пор актуален. Только 20% существующего жилого фонда на данный момент остеклены новыми пластиковыми окнами, остальные 80% еще предстоит остеклить.
— Фурнитура, как известно, составляет в стоимости ПВХ-конструкций (без учета монтажа и дополнительных комплектующих) около 25–30%. И с каждым годом ее стоимость растет. Будут ли европейские производители строить в России заводы и повлияет ли это на снижение стоимости фурнитуры?
— Россия на сегодняшний день является перспективным рынком сбыта для европейских производителей фурнитуры, учитывая, что рост российского рынка в 2006 г. составил 50%, а доля импорта оконной фурнитуры в России составляет около 95%. На российском рынке представлена фурнитура известных производителей: MACO, Winkhause, Roto, Siegenia-Aubi, GU, Kale,SAVIO и др.
Доля российских производителей небольшая, и это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в России отсутствует необходимое сырье для фурнитуры. Сырьевая ориентированность металлургической отрасли сдерживает развитие обрабатывающих производств. Во-вторых, дефицит квалифицированных кадров, связанный со спецификой развития российской экономики после распада СССР, и, как следствие, отсутствие опыта в области производства еврофурнитуры. Прибавим к этому достаточно высокие инвестиции, около 50 млн. евро, необходимые для создания производства полного цикла. Все это сдерживает появление в России новых оте-чественных предприятий, но создает перспективы для открытия заводов европейскими производителями.
Первой компанией, открывшей в России завод по сборке фурнитуры, стала компания Winkhause. Ее примеру последовала компания Roto. К концу 2008 г. в России планируется открытие участка завода Siegenia-Aubi по сборке фурнитуры. Также в 2008 г. в Калужской области компания MACO планирует на начальном этапе открыть цех по сборке фурнитуры, а в дальнейшем создать предприятие полного производственного цикла.
Приближение производителя к потребителю решит другие проблемы, например, снижения сроков поставок, а также поможет избежать проблем с логистикой и доставкой. Однако к снижению стоимости готовой продукции это вряд ли приведет. Сырье — специальные марки стали — будет завозиться производителями из Европы.
— Помимо инвестирования в строительство фурнитурных заводов, осуществляют ли другие компании инвестиции в оконную отрасль?
— Тенденция инвестирования в Российскую оконную отрасль очевидна. Так, о своих планах по строительству заводов уже заявили такие крупные участники отрасли, как Greiner Extrusion (производитель фильер и экструзионных линий), Glaverbel (крупнейший производитель стекла), Sava и Deventor (производители уплотнителей), «Невские витражи — Адамант» (производитель стеклопакетов) и многие другие участники рынка. Всех не перечислить. На фоне увеличения инвестиционной привлекательности экономики России растет и инвестиционная привлекательность такой быстрорастущей отрасли, как оконная.
Источник: "СтройПРОФИль"
|