Рынок кирпича Московского региона: перспективы до 2010 гг.
Строительство — бурно развивающаяся отрасль экономики нашей страны. При этом за последние несколько лет тенденция повышения этажности зданий привела к увеличению доли каркасно-монолитного строительства с заполнением кирпичом, газо- и пенобетоном, навесными железобетонными панелями. О тенденциях и перспективах развития строительного рынка Московского региона рассказал М. Б. БУРМИСТРОВ, руководитель отдела аналитики Информационного агенства INFOLine.
— Михаил Борисович, специалисты INFOLine провели исследование рынка кирпича Московского региона 2007–2010 г. Каковы перспективы развития строительного рынка Московского региона?
— В 2006–2007 гг. в Московском регионе созданы предпосылки активизации строительства (например, достроено большинство объектов, приостановленных ввиду банкротства строительных компаний, увеличены инвестиции в развитие энергетической инфраструктуры и т. д.). Это позволит в 2008–2010 гг. существенно нарастить объемы строительства зданий жилого и нежилого назначения за счет вовлечения в оборот производственных территорий Москвы, увеличения высотности зданий и расширения зоны активной застройки в Московской области до 50 км и более от МКАД. Кроме того, реализация крупных инфраструктурных проектов (строительство Центальной кольцевой автомобильной дороги и участка платной автомобильной дороги Санкт-Петербург—Москва) позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат и для реализации крупных девелоперских проектов на сопряженных территориях. По оценкам ИА INFOLine, до 2010 г. начнется осуществление нескольких сверхкрупных проектов по строительству новых поселений в Московской области, в том числе:
- район Большое Домодедово — строительство более 12 млн. кв. м предполагается группой Coalco в окрестностях г. Домодедово, объем инвестиций —11 млрд. долл.;
- микрорайон на территории племзавода «Коммунарка» на Калужском шоссе площадью до 14,5 млн. кв. м, объем инвестиций — 7 млрд. долл., строительство планируют акционеры компаний «Русагро» и «Соб-инбанк»;
- жилой район в окрестностях Шереметево площадью 5 млн. кв. м — объем инвестиций составляет 4 млрд. долл., реализацию планируют Московское речное пароходство и акционеры Группы «Ист-лайн»;
- город Рублево-Архангельское на Новорижском шоссе площадью 2,7 млн. кв. м,объем инвестиций — 3 млрд. долл., строительство планирует компания «Нафта-Москва»;
- Istra Project — предполагается строительство более 1,5 млн. кв. м на 13 участках общей площадью 1 150 га в районе Истринского водохранилища, объем инвестиций — около 2 млрд. долл., инвесторами проекта являются «Капитал Груп» и MosCityGroup;
- проект «Остров Барвиха» компании Sinergo — предполагается строительство более 0,5 млн. кв. м жилья и объектов инфраструктуры на 430 га в Ильинской пойме близ Рублево-Успенского шоссе в течение 2007–2012 гг., объем инвестиций — до 2,5 млрд. долл.
Реализация этих объектов к 2010 г. может существенно изменить ситуацию на рынке недвижимости региона. В то же время, по мнению специалистов ИА INFOLine, при прогнозировании объемов ввода жилья в Московской области до начала реализации данных проектов целесообразно ориентироваться на консервативный вариант прогноза, предполагающий рост объемов ввода жилья примерно на 5% в 2007–2008 гг.,10% — в 2009 г. и сохранения на уровне 8,3–8,5 млн. кв. м в 2010 г.
В жилищном строительстве Москвы и Подмосковья основными тенденциями 2007–2010 гг. станут:
- продолжение сокращения доли панельного домостроения в Москве (к 2009 г. его доля сократится в несколько раз ввиду завершения сноса пятиэтажного жилого фонда первого периода индустриального домостроения и реконструкции поселков, расположенных в Москве);
- увеличение объемов строительства в Москве за счет реализации крупных проектов по реорганизации производственных территорий и наращиванию высотности зданий, что обеспечит им коммерческую привлекательность;
- сохранение тенденции концентрации жилищного строительства в ЮЗАО, ЗАО и САО Москвы и увеличение объемов ввода жилья в СВАО, а кроме того, активизация реализации девелоперских проектов по застройке производственных территорий и рынков — все это позволит сформировать новые крупные районы жилой застройки (не столько по площади территории, сколько по объему вводимого жилья ввиду увеличения высотности зданий);
- сохранение объемов панельного домостроения в Московской области ввиду необходимости сохранения загрузки производственных мощностей московских ДСК (ДСК-1, группа «ПИК», включающая ДСК-2 и ДСК-3, СУ-155 и «Главмосстрой») на уровне не менее 2,2–2,5 млн. кв. м панельного жилья в год;
- повышение интереса инвесторов к реализации сверхкрупных девелоперских проектов по строительству новых поселений в Московской области и активизация темпов их реализации ввиду возможности софинансирования строительства инфраструктуры из Инвестиционного фонда в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье…», а также формирование благоприятных условий финансирования такого рода проектов банковскими структурами.
— Каковы основные тенденции потреб-ления кирпича строительными компаниями Московского региона?
— Ключевыми факторами, определяющими выбор партнера по поставке кирпича, для строительных компаний Московского региона являются:
- стоимость продукции (65%);
- опыт взаимодействия с конкретным поставщиком (55%);
- близость к объекту и удобство доставки (40%);
- качество кирпича (35%);
- соблюдение графика поставки (35%);
- условия оплаты и поставки (30%).
Расположение завода
|
Объем поставок, млн. шт. в год
|
Строительный кирпич
|
Лицевой кирпич
|
Поризованная керамика
|
Москва и Московская область
|
390
|
230
|
0
|
Центральный ФО
|
460
|
215
|
25
|
Другие ФО
|
40
|
50
|
70
|
Беларусь
|
110
|
12
|
0,3
|
Зарубежные страны (кроме Беларуси)
|
менее 0,1
|
6
|
менее 0,1
|
Всего (округленно)
|
1000
|
515
|
95
|
По мнению аналитиков ИА INFOLine, важнейшими особенностями потребления кирпича строительными организациями являются следующие:
- сочетание нескольких каналов закупки кирпича: в сезон закупки — у дилеров, так как заводы не имеют свободных объемов кирпича, а в межсезонье приоритет отдается закупкам непосредственно на заводах;
- ориентация крупных строительных компаний на развитие собственных мощностей по выпуску кирпича (причем не только в Московском регионе, но и в других областях Центрального федерального округа) и материалов заменителей (например, керамзитобетона), сокращение закупок кирпича и изменение канала закупок кирпича от заводов к дилерам;
- закупки лицевого кирпича осуществляются преимущественно на заводах-производителях, в первую очередь на голицынском и лосиноостровском, в то время как закупки у дилеров чрезвычайно редки;
- у компаний, осуществляющих строительство коттеджей, основной объем закупок приходится на сезон, когда мощности заводов загружены и существует дефицит продукции, причем объем закупок у подобных компаний в большинстве случаев не столь велик, чтобы получить статус партнера кирпичного завода, в результате чего закупки осуществляются у дилеров;
- некоторые крупные строительные компании (например, «Миракс груп», концерн «Крост») выбирают поставщика кирпича на тендерах, в которых участвуют дилеры, способные не только выполнить комплексные поставки кирпича всех видов, необходимых для строительства объекта, но и предоставить гибкие условия поставок, отсрочку платежа и т.д.
— Какой объем керамического кирпича поставляется в Московский регион?
— Общий объем поставок керамического кирпича в Московский регион в 2006 г. составил более 1,6 млрд. шт. усл. кирпича (cм. табл.), а в 2007 г. это число превысит 1,8 млрд. шт.
Источник: www.advis.ru, www.stroy-press.ru
|