ГОСТ Р 22.1.01-95. Основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской Федерации
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные положения
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" 2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560 3. Введен впервые
Содержание
1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения и сокращения 4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС 5. Требования к нормативному обеспечению 6. Требования к метрологическому обеспечению
ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской Федерации
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные положения
Safety in emergencies. Monitoring and forecasting. Basic principles
Дата введения 1997-01-01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы. Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
3. Определения и сокращения
3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения: 3.1.1. мониторинг окружающей среды - по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов: - организационной структуры; - общей модели системы, включая объекты мониторинга; - комплекса технических средств; - моделей ситуации (моделей развития ситуаций); - методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; - информационной системы. 4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: - природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06; - биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04; - техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05; - чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения. 4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя: - орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2); - службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля); - службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека; - службу технического обеспечения деятельности системы. 4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля: - обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров; - обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС). 4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать: - общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления; - комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития; - критерии принятия решений. Примечание - При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия. 4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать: - описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров; - значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических; - режим наблюдений- непрерывный или периодический; - точность измерений наблюдаемых параметров; - правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления. 4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают: - описание прогнозируемых процессов, явлений; - перечень исходных данных для прогнозирования; - правила оценки репрезентативности исходных данных; - алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению; - перечень выходных данных. 4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации. Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами. Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам. Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение. 4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга: - глобальный; - национальный; - региональный; - местный; - локальный. Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
5. Требования к нормативному обеспечению
5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает: - законодательные акты; - нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты; - нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления. 5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3. 5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
6. Требования к метрологическому обеспечению
6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления. 6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений. 6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации). 6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
|