Объем рынка ремонтно-строительных работ продолжает расти и своим размахом он во многом обязан специфике российского стройкомплекса. Cдача новых жилищных объектов без какой-либо отделки формируют практически нескончаемый спрос на услуги по ремонту и отделке помещений. Во многом именно активизация и развитие рынка жилищного строительства стимулируют расширение объемов ремонтных и отделочных работ.
По данным аналитиков, ежегодно в Москве возводится примерно 2,5 миллионов квадратных метров новостроек без отделки и около 1,5 миллионов квадратных метров социального жилья с простейшей отделкой. Кроме того, ежегодно меняют своих хозяев 70 тысяч квартир вторичного рынка (средний метраж квартиры — 60 квадратных метров). Работы ремонтным бригадам добавляет и текущий ремонт, в котором раз в 7-10 лет нуждается каждая квартира. Ежегодный оборот столичного рынка ремонтно-строительных услуг превышает 100 миллиардов рублей.
Ещё один фактор связан также с тем, что значительная часть зданий десятки лет обходилась без капитального ремонта. Недостаточные объемы капитального ремонта жилищного фонда и коммерческой недвижимости сегодня остаются одной из наиболее актуальных проблем рынка ремонтно-строительных услуг в России. Объемы капитального ремонта жилья составляют в среднем за год 0,3 % от объема жилищного фонда, тогда как среднегодовой норматив в этом секторе минимум 4 %. При существующих темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда его износ в ближайшие годы в среднем по России превысит 60 %.
В последние годы все чаще ремонтно-строительные работы, которые ранее выполнялись самостоятельно, поручают специалистам, чтобы те профессионально выполнили данные работы, сэкономив при этом время заказчика.
Главной проблемой ремонтных работ многие заказчики считают непредсказуемое превышение сроков и смет, а самым трудным – поиск профессиональных бригад, которые выполнят отдельные работы или ремонт "под ключ" качественно и в срок. Как считают специалисты компании «Вира-АртСтрой», последний избавляет заказчика от массы «головных болей». Ему не нужно для ремонта квартиры составлять смету, самостоятельно подыскивать рабочих, проверять их квалификацию и заниматься поисками строительных материалов.
Cогласно данным поиска Яндекса, запрос «ремонт квартир» в декабре 2017 года интересовал жителей Российской Федерации 660 874 раз. С учетом индекса региональной популярности, большая часть этих запросов приходится на Москву и Московскую область – 211 561 (или 149%) запросов, из них только на Москву - 149 920 или 141%. Второе место в этом рейтинге занимает Санкт-Петербург - 43 373 или 111%. Отметим, что популярность более 100%, означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому запросу, ниже 100% - пониженный.
Вместе с «ремонт квартир» пользователи также искали:
ремонт квартир под 55 652
ремонт квартир ключ 53 793
ремонт квартир под ключ 52 848
ремонт квартир фото 50 213
ремонт квартир цены 44 653
ремонт квартир +в москве 30 171
ремонт квартир +в новостройке 25 873
ремонт комнатной квартиры 25 053
делаем ремонт +в квартире 23 067
ремонт однокомнатной квартиры 22 656
купить квартиру +с ремонтом 20 626
ремонт квартиры дизайн 18 877
Запросы, похожие на «ремонт квартир»:
ремонт новостройка 58 422
ремонт под ключ новостройка 9 298
ремонт под ключ 101 965
ремонт новостройка цена 5 722
эксклюзивный ремонт 510
Если проследить динамику по запросу «ремонт квартир» в поисковой системе за последние два года (январь 2016 - декабрь 2017), то из графика видно, что:
- меньше всего россияне интересовались запросом «ремонт квартир» в поисковой системе Яндекс в январе 2016 г. (187394) и мае 2016 г. (197691);
- наибольший интерес к этому запросу был в январе 2017 г. (906947), марте 2017 (902317) и октябре 2017 г. (862565)
- в целом можно отметить устойчивый интерес к дизайну интерьеров, 2017 год отличает более высокий уровень запросов по сравнению с 2016 годом.
Как отмечают аналитики компании «Вира-АртСтрой», динамика рынка для Москвы выглядит похоже:
- меньше всего москвичи интересовались запросом в январе 2016 г. (118369);
- наибольший интерес к этому запросу был в январе 2017 г. (510220) и марте 2017 г. (253123).
На графике ниже видна динамика запросов «стройматериалы», «дизайн интерьера», «ремонт квартир», «купить квартиру», «строительство» с учетом региона (Москва) за два года (январь 2016 - декабрь 2017) и их взаимосвязь.
Для потребителей-заказчиков услуг на строительно-ремонтные работы рано или поздно возникает ряд проблем: задача сделать ремонт своими силами или нанять специалистов, а также задача выбора поставщика этих услуг.
Несмотря на то, что в последние годы все чаще ремонтно-строительные работы, которые ранее выполнялись самостоятельно, поручают специалистам, чтобы те профессионально выполнили данные работы, сэкономив при этом время заказчика, основной целью приобретения строительных товаров является мелкий ремонт, осуществляемый самостоятельно. По результатам социологического опроса, проведенного РБК, именно это обстоятельство отметили 57,1% респондентов. При этом 40,2% опрошенных приобретают строительные и отделочные материалы для осуществления более основательного косметического ремонта без привлечения специалистов. Еще 14,9% производят капитальный ремонт собственными силами. Наряду с этим любой вид ремонтных работ, как капитальный, так и косметический, и мелкий, осуществляемый с помощью ремонтных бригад, не пользуется большой популярностью. Только 11,6% респондентов организуют ремонтные работы с привлечением профессионалов. Это обстоятельство вызвано сокращением реальных доходов населения и, как следствие, экономией на услугах профессиональных ремонтников.
Вместе с тем респонденты с ежемесячным доходом до 20 тыс. руб. более склоны к осуществлению ремонта самостоятельно, чем покупатели, имеющие более высокий заработок. Так, 60,7% респондентов с невысоким уровнем дохода производят мелкий ремонт собственными силами, 44,3% – косметический, 16,6% – капитальный. В свою очередь к помощи ремонтных бригад прибегают около 9% опрошенных. На этом фоне для потребителей с уровнем ежемесячного дохода от 75 тыс. руб. более характерно обращение к профессиональным ремонтным бригадам. Так, косметический ремонт с привлечением специалистов, осуществляют 16,9%, капитальный – 21,6% опрошенных. Таким образом, уровень дохода россиян оказывает существенное влияние на их решение о привлечение специалистов для проведения ремонта. Нужно также отметить, что самостоятельный ремонт остается прерогативой молодого населения. Так, 67,4% респондентов в возрасте от 18 до 25 осуществляют мелкий ремонт самостоятельно, в то время как у респондентов в возрасте 45-54 лет данный показатель достигает 49,3%.
Выполнять ремонт своими силами не всегда выгодно: доход от основной работы может принести больше прибыли, чем экономия на услугах сторонней организации по ремонту за счет собственных ресурсов. Отсутствие опыта таких работ может привести к плачевным результатам. Главный критерий при выборе подрядчика – качество уже выполненных объектов, а также отзывы заказчиков.
Как отмечают аналитики, в сложные кризисные времена отделочники-непрофессионалы отсеиваются с рынка быстрее и уступают место специалистам, которые делают качественный ремонт за адекватную цену.
Еще одна тенденция - применение более качественных материалов для отделки, что ведет к увеличению стоимости ремонта, и увеличение ассортимента предлагаемых услуг. В среднем, около 50-60% от общей стоимости ремонтных работ заказчики тратят на отделочные материалы.
По прогнозам аналитиков, будущее рынка строительства и ремонта остается за крупными фирмами, предоставляющими широкий спектр услуг и надежные гарантии. Главным приоритетом в развитии данного направления рынка является простота и открытость информации для потребителя. При этом информация должна содержать не только расценки на типовые работы, но и отзывы клиентов о результатах работы.
|